Цель: закрепить представления детей о зиме, зимних играх и забавах, посредством математических упражнений.
Задачи: закрепить умение детей считать до 5; закрепить знания о геометрических фигурах; упражнять в умении сравнивать предметы, обозначать результаты словами: длинный, короткий, широкий, узкий; развивать логическое мышление, внимание, речь.
Методы и приемы: игровой, словесный, наглядный, практический.
Материалы и оборудование: письмо о зайчика, геометрические фигуры, крупный конструктор, маленькая и большая ледянки, фланелеграф, вырезанные картинки с изображением девочки, санок, разрезные картинки.
Ход занятия
1. Держась за руки, воспитатель с детьми заходят в группу под музыку. Приветствие.
- Ребята, здравствуйте. (Стук в дверь.) К нам кто-то пришел. (Заходит почтальон.)
- Здравствуйте, я почтальон. Вам пришло письмо из леса, от зайчика.
- Спасибо, почтальон. Ребята, давайте прочитаем.
«Дорогие ребята группы «Бусинки». Закончилось лето. Мне и моим братишкам стало очень грустно. Подскажите, пожалуйста, во что нам можно поиграть?». Ребята, поможем зайчику?
А пока давайте присядем. Скажите, какое сейчас время года? Какие признаки зимы вы знаете?
2. Давайте отгадаем загадки?
- Во дворе замерзли лужи,
Целый день поземка кружит,
Стали белыми дома.
Это к нам пришла... (Зима.)
Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый... (Снег.)
Мы его слепили ловко.
Глазки есть и нос-морковка.
Чуть тепло — заплачет вмиг
И растает... (Снеговик.)
3. Молодцы, ребята. Теперь я предлагаю вам сесть за стол. Что вы здесь видите? Геометрические фигуры. Какие? Предлагаю смастерить снеговика. Какие геометрические фигуры нам для этого понадобятся? В каком порядке мы будем их составлять? Скажите, а из чего мы можем еще слепить снеговика? Правильно, из снега. Можем сказать нашему другу - зайчику, из леса, об этом?
4. Давайте немного разомнемся:
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег. (приседаем)
И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.(обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,(покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь...(пальчик к губам, шепотом)
5. Теперь давайте присядем и посмотрим на фланелеграф. Кого вы здесь видите? (девочек). Давайте их посчитаем. (4.) А у девочек что есть? (Санки.) Сколько санок? (4.) Что можно сказать о количестве девочек и санок? (их поровну). Еще одна девочка Маша решила погулять со своими подружками. Сколько стало девочек? (5). Как у нас получилось 5 девочек? (К 4 прибавили одну.) А теперь скажите: девочек и санок поровну? (Нет.) Что надо сделать, что бы стало поровну девочек и санок? (Прибавить еще одни санки.) Скажите, а наш друг – зайчик может кататься на санках со своими братьями?
6. Подходим к построенным из конструктора дорожкам. Посмотрите, ребята на эти дорожки. Скажите: они одинаковые? Чем они отличаются? (Цвет, длина, ширина.) Скажите, пжт, по маленькой дорожке на какой ледянке мы будем кататься? А по большой? (На каждую ледянку положили правильную ледянку: на большую дорожку — большую ледянку, на маленькую дорожку — маленькую.)
7. Давайте немного разомнемся. Подвижная игра «День-ночь». Что мы делаем ночью? (Спим.) А днем? (Играем, веселимся.) При слове «день» — звучит музыка, дети прыгают, хлопают в ладоши. При слове «ночь» - складывают ладони под щеку, имитируют сон.
8. А сейчас давайте присядем за стол и разделимся по парам. Каждой паре я предложу собрать одну картинку. Скажите, на сколько частей разрезаны ваши картинки? (Картинки разрезаны на 5 частей, дети называют изображения, которые у них получились: санки, коньки, лыжи, снеговик.)
9. Ребята, скажите мне, пожалуйста. Неужели из-за того, что зимой холодно, мы будем с вами скучать и не будем ни во что играть? Во что мы будем с вами играть? (Показываем на картинки, которые собрали.) Предлагаю сложить эти картинки в конверт и отправить нашему другу зайчику, что бы он знал в какие игры может играть со своими братьями. Опустим их в почтовый ящик, почтальон придет, заберет это письмо и отнесет его в лес.
10. Ребята, какое сейчас время года?
Во что можно играть зимой?
А какая зимняя забава вам больше всего нравится?
Мы с вами помогли зайчику?