Программные задачи.
Образовательные:
- уточнить и расширить представления детей об образе жизни лесных обитателях, их повадках, приспособлениях к данному образу жизни;
- учить детей связно излагать свои мысли, использовать практически все части речи, активно занимаются словотворчеством.
Развивающие:
- развивать наблюдательность и любознательность, нравственно-эстетические чувства в общении с природой;
- развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в выдвижении предположений;
- развитие конструктивных способностей, мелкой моторики рук.
Воспитательные:
- продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Активизировать словарь детей: весенний, ранняя, проталины, набухают, журчит, оживают, распускаются, быстрый, шустрый, трусливый, колючий, ловкий, мех, родник, дынные, ясеневые, бельчиха.
Материл: корзинка с угощениями для лесных жителей – зернышки, шишка, кочан капусты морковь, орехи, бумага; аудиозаписи звуков леса, шума воды, голоса птиц; имитация лесной полянки белого и серого цвета, фигурки зайцев, маски лисы и зайцев; макеты: гнездо, нора, берлога, дерево с дуплом, имитация «родника», кувшин с водой.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в гости в лес (зал).
- Как вы думаете, как мы должны одеться на прогулке в лес: Почему?
- Ребята, мы с вами пришли в лес. В какой лес мы пришли (весенний)? Почему вы думаете, что это весенний лес?
Звучит музыка (вдыхаем лесной воздух).
Чем является лес для лесных обитателей? (домом). А как будем вести себя у них в гостях? (Не шуметь, не ломать ветки ….)
Слышатся голоса птиц.
- Ребята, как вы думаете, голоса каких птиц мы слышим? Почему этих? Как подают птицы голоса? (Воробей – чирикает, синица и снегирь свистят, ворона – каркает, голубь – воркует, сорока – трещит и т.д.) Как живется птицам зимой? А как вы думаете, чем они питаются зимой? Давайте угостим их.
- Это семена от дыни. Какие семена? – Дынные. Их ест синица.
- Это семена от арбуза. Какие семена? – Арбузные. Их ест снегирь.
- Это семена от ясеня. Какие семена? – Ясеневые. Их тоже любит снегирь.
- Семена подсолнуха, пшено. Как вы думаете, для каких птиц?
- А еще у нас есть сало, какая птица любит сало?
(Оставляем угощение.)
Идем по лесу.
- Чей домик? Большая белка - это мама. Как ее называют? (бельчиха). А деток? (бельчата). А один – (бельчонок). Что спасает белку в зимнюю стужу? (мех, запасы). Как ей живется зимой? Чем питается? А сейчас весна, запасы белки, наверное, кончаются, давайте угостим белку.
(Дети оставляют шишку с орехами.)
Звучит музыка тревоги.
- Ой, ребята, присядем. Смотрите, кто- то убегает, а кто-то гонится? Какой заяц? (Быстрый, трусливый, белый, серый, ловкий …)
Дидактическая игра «Скажи наоборот»: черный – белый, смелый - трусливый, быстрый – медленный, веселый – грустный, умный – глупый, длинный – короткий.
Дидактическое упражнение «Поможем зайчикам спрятаться на нужной полянке».
(Оставляем зайчикам капусту и морковь.)
Подвижная игра «Лиса и зайцы».
- Не только зайчики приспосабливаются к зимним условиям. Зимой под сугробами, в норках, берлогах ждут прихода весны многие лесные обитатели. Какие?
Подходим к «сугробу».
- Давайте попробуем определить, кто здесь?
Дидактическое упражнение «Найди на ощупь» (под сугробом: мех - медведь, бархатная бумага - мышка, наждачная бумага - еж).
Идем дальше. Звучит музыка.
- Что- то случилось? Наверное, нужна наша помощь?!
Дидактическое упражнение «Угадай, чья тень»
- Устали? Пить хочется... (имитация «родника», кувшин с водой).
- Будем воду пить талую? (нет, она грязная). А вот родник. Здесь у родника мы и попьем. Для добрых людей кувшин поставлен, а стаканчики есть? (Нет) Из ладошек будем пить? (вытекает). Вот у меня есть бумага! Давайте попробуем стаканчики сделать (пьем из стаканчиков воду).
- Ребята, а стаканчики бросим здесь? (нет). Мы их сложим в мешочек, унесем. Сорить в лесу нельзя!
- Посмотрите, ребята, вам белочка приготовила гостинец - орехи: «Это вам, вы много знаете о нас - лесных жителях, помогли всем зверушкам, угостили любимыми кушаньями. Спасибо вам! Приходите к нам еще в гости!».
Звучит музыка.