Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1. Закрепить понятие литературного жанра – сказка.
2. Формировать устойчивый интерес к жанру – литературная сказка.
3. Продолжать формировать умение классифицировать сказки по видам (волшебные, бытовые, сказки о животных).
4. Побуждать детей проводить простейший анализ сказок, выделять главных героев, объяснять название сказки, понимать ее содержание.
5. Развивать логическое мышление, умение соотносить предмет с героем сказки.
6. Закреплять представления детей о художниках – иллюстраторах (Е. Рачев, Ю. Васнецов, В. Сутеев).
7. Формировать и развивать фразовую речь.
8. Пополнять словарный запас, вспоминая знакомые сказки.
9. Закрепить правила обращения с книгой.
10. Продолжать развивать подвижность кистей и пальцев рук.
Предварительная работа: знакомство детей с народными и литературными (авторскими) сказками, рассматривание и обсуждение книг с иллюстрациями художников – иллюстраторов, рисование на тему «Мои любимые сказки», создание книжек–малышек, развивающая игра «Волшебный цветок».
Материал и оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация «Путешествие в Волшебную страну сказок», сундучок, «ковер – самолет», шапочка лисы, иллюстрации Е.Рачева, Ю. Васнецова, В. Сутеева, «волшебный цветок», круги Луллия.
Логика образовательной деятельности
1. Мотивационно – побудительный этап:
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу предложить вам совершить путешествие в Волшебную страну сказок. Хотите отправиться в такое путешествие? А сказки – то вы знаете? Вот сейчас я и проверю.
(Метод «Мозговой штурм».)
- Как обычно начинаются сказки? («Жили - были», «В некотором царстве, в некотором государстве…».)
- В кого превратился Иванушка, выпив воды из копытца? (В козленка.)
- Кто съел козлят? (волк)
- Кто пришел в гости к медведям? (Машенька.)
- Что случилось с ледяной избушкой? (Она растаяла.)
- В какой сказке кот спасал петушка? («Петушок – золотой гребешок».)
- Кто нес корзинку с пирожками бабушке и дедушке? (Медведь.)
Молодцы, ребята, сказки хорошо знаете. Теперь мы можем отправляться в путь. На чем мы отправимся в путешествие? (Ответы детей.) Но у нас проблема, в сказочную страну обычный транспорт не ходит. Какой сказочный транспорт может нам помочь? (Ответы детей) Да, «ковер – самолет» может нам помочь, но у нас его нет.
2. Организационно – поисковый этап:
Выходит кот – Баюн (взрослый). (Слайд.)
- Здравствуйте, ребята. Я кот – Баюн. А назвали меня так потому, что я люблю сказки рассказывать, т.е. баить.
Любят сказки эти старики и дети,
Любят слушать по утрам и по вечерам.
Я могу вам помочь добраться до волшебной страны сказок. (Достает из своего сундучка «ковер – самолет» и предлагает всем на нем устроиться; произносит волшебные слова: «Эники, беники, плим! Поднимайся ковер – самолет и мы полетим!».) (Слайд.)
Баюн: Закройте глазки и представьте… Мы летим над горами, над лесами, над морями… Все ближе и ближе сказочная страна. Ковер – самолет медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глазки.
(Выходит Сказочница.) (Слайд.)
В мире много разных сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди,
Сказка в двери постучится –
Скажем гостье: «Заходи».
Сказочница: Здравствуйте, дети. Я очень рада гостям. А вы сказки любите?
(Дети читают стихотворение Ю. Мориц «Песенка про сказку».)
1. Сказка по лесу идет –
Сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
2. Сказка – умница и прелесть,
С нами рядышком живет
В сказке солнышко горит
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть,
Ей повсюду путь открыт!
Сказочница: Молодцы! Вижу, любите вы сказки. У меня в саду рос волшебный цветок, на котором жили сказки. Ветер сорвал их и все перепутал. Помогите мне, пожалуйста, вернуть их на свои места.
(Игра «Волшебный цветок».) (Слайды.)
- Чем народные сказки отличаются от авторских? (Народные – сочинил народ, а авторские – написал автор.)
- Назовите волшебные сказки. Почему их называют волшебными?
- Какие сказки о животных вы знаете?
- У мамы козы было трое козлят? (Нет, семеро.)
- Почему козлята попали в беду? (Были непослушными.)
- Какой был волк? (Серый, злой, зубастый, страшный.)
- Покажите мимикой, какой злой был волк. (Дети показывают.)
- Какая была мама – коза? (Добрая, заботливая.)
- А хорошо или плохо, что мама уходила в лес? (Метод «Хорошо – плохо».) (Ответы детей: Хорошо – поест, козлятам будет молоко, плохо – оставляла козлят одних.)
Отгадайте мою загадку: «Одурачит ловко рыжая плутовка
Длинным хвостиком махнет,
Зубки хитро облизнет,
Не успеешь оглянуться –
Вокруг пальца обведет» (Лиса.) (Слайд.)
(Воспитатель одевает ребенку шапочку лисы.)
А вот самая знаменитая героиня сказок. Давай, лисичка-сестричка покажись нам, пройдись. Расскажи, какая ты у нас?
Лиса: Я - хитрая, добрая, пушистая, кокетливая, люблю играть. Давайте поиграем в пальчиковую игру «Лиса».
В море лодочка плыла, (Сложить ладони «лодочкой», выполнить несколько волнообразных движений.)
В ней лиса веслом гребла (Разжать ладони и грести обеими руками в разных направлениях.)
Притомилася лиса,
Распустила паруса (Поднять руки над головой, растопырить пальцы – «парус».)
Теперь на лавочке сидит,
На море в бинокль глядит. (Сжать руки в кулаки и приложить к глазам, изображая бинокль.)
(Предложить детям сесть на стульчики.)
Воспитатель: - Дети, а лиса встречается не только в народных сказках, но и в литературных. В каких литературных сказках встречается лиса? («Кот – рыболов» В. Сутеев, «Под грибом» В. Сутеев, «Айболит» К. Чуковский.) (Слайд.)
А теперь скажите, а откуда мы с вами столько всего знаем? Из чего мы узнаём много интересного: и сказки, и стихи, и рассказы?
Ну, конечно же, из книг. А как нужно обращаться с книгами? Какое правило мы знаем?
Мы книгой будем дорожить,
И с книгою - всегда дружить!
А какие книги интереснее читать, с картинками или без них? Как называются картинки и кто их рисует? (Иллюстрации; художники-иллюстраторы.)
Каких художников – иллюстраторов вы знаете? (Е. Рачев, Ю. Васнецов, В. Сутеев.) (Слайд.)
Покажите иллюстрации Е. Рачева (Ю. Васнецова, В. Сутеева).
Сказочница: Дети, я хочу с вами поиграть в круги Луллия. Игра называется «Из какой сказки предмет?». На малом круге изображены предметы, а на большом круге – сказки. Нужно выбрать любой предмет и найти, из какой он сказки, совместить их вместе. (Дети выбирают предметы, совмещают их с нужной сказкой и рассказывают об этом.) Я подарю вам круги Луллия, чтобы вы продолжили играть с ними и научили других детей.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Нам с вами было очень весело и интересно. Давайте скажем спасибо Сказочнице и попрощаемся с ней. А теперь садитесь на ковер, мы с вами полетим домой. Закрывайте глазки и представьте, что мы с вами летим. (Слайд.)
3. Рефлексивно – корригирующий этап:
- Открывайте глаза, где мы? Давайте вспомним, где мы с вами побывали? А что делали? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей. Благодарит детей и хвалит.)