Возрастная группа детей: средняя группа (4-5 лет).
Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире, через знакомство с одним из видов активного отдыха – туризмом.
Образовательные задачи по основной образовательной области:
Познакомить детей с понятиями «турист», «поход», «привал».
Дать знания об этом виде активного отдыха, правилах поведения во время туристического похода.
Закрепить навыки вырезания, склеивания, конструирования из бумаги.
Образовательные задачи по интегрируемым образовательным областям:
Воспитывать умение детей слушать друг друга, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Развивать речевую активность, умение составлять словосочетания, давать развернутые ответы на вопросы.
Воспитывать интерес к активному отдыху, здоровому образу жизни.
Воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Перечень видов детской деятельности и соответствующих им форм работы:
Коммуникативная;
Двигательная;
Игровая;
Продуктивная.
Планируемый результат:
Систематизирование знаний детей об активном виде отдыха.
Воспитание интереса к здоровому образу жизни.
Перечень оборудования и использованных материалов:
Компьютер, проектор (для демонстрации иллюстративного материала: знаки для туристов о правилах поведения в природе), столы для продуктивной деятельности, картинки с изображением различной одежды и обуви, сумка, чемодан, рюкзак, корзина, посуда из различных материалов (пластиковая, стеклянная, металлическая, керамическая), бумага, ножницы, клей (на каждого ребенка), дипломы «Юных туристов»,
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами посетим занятие в «Школе юного туриста». Но кто же такие туристы? (Ответы детей.) Туристы – это путешественники, которые ради отдыха и любознательности отправляются в походы по красивым и интересным местам. Окончив занятие в «Школе юного туриста» вы получите дипломы и сможете отправиться в самый настоящий поход.
Воспитатель: Куда отправиться? Какие вещи нам понадобятся в походе? Куда их сложить? Как одеться для туристического похода? Все это вы узнаете в нашей «Школе юного туриста».
Воспитатель: А начнем мы с выбора места путешествия. Куда могут отправиться в поход туристы? Где хотелось бы побывать именно вам? (Ответы детей.)
Словесно-дидактическая игра «Мы путешествуем»
Воспитатель: А теперь можно начинать сборы.
Как нам одеться для туристического похода? (Ответы детей.)
Воспитатель: Нужна ли нам специальная одежда для туриста, как вы думаете? Почему? Какая одежда не подойдет для похода? В какой одежде будет удобно шагать по лесу, карабкаться по горам? (Ответы детей.)
Воспитатель: Выберите картинки той одежды, в которой можно смело отправляться в поход.
Воспитатель: А теперь нам нужно выбрать подходящую обувь. Какая, по-вашему обувь подойдет туристам? Почему? А почему не подойдет обувь на высоком каблуке, открытые сандалии? (Ответы детей.).
Воспитатель: Выберите из всех картинок только те, на которых изображена удобная для похода обувь.
Воспитатель: В походе у туристов на свежем воздухе всегда бывает хороший аппетит. Пища, приготовленная на костре, особенно вкусна. Но вот чем и из чего кушать, из чего пить? Давайте разберемся, какая посуда нам подходит, а какую не стоит брать в поход, и почему?
(Перед детьми расставлена посуда из различных материалов: пластиковая, стеклянная, металлическая, керамическая.)
Воспитатель: Отберите только ту посуду, которую смело, может взять с собой турист.
Воспитатель: Куда же сложить все необходимые вещи?
(Перед детьми разложены сумка, чемодан, рюкзак, корзина.)
Воспитатель: Подумайте, во что из этого можно сложить вещи и отправиться в поход? Почему неудобно путешествовать с чемоданом, сумкой или корзиной? Чем удобен для путешествий рюкзак? (Ответы детей, дополняются комментариями воспитателя.)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что делают туристы в походе?
И чтобы ответить на этот вопрос послушайте стихотворение Юрия Карташова, которое поможет ответить на поставленный вопрос:
- Скажи, зачем спешишь турист,
Лесною раннею тропинкой?
- Послушать соловьиный свист,
Взглянуть на бриллиант-росинку.
- Скажи, зачем идешь, турист,
Из дома ты в края иные?
- Весны увидеть первый лист,
Вдохнуть все запахи лесные
И продолжал поэт-турист
Своё возвышенное слово!
- Как мир хорош! Как воздух чист!
Как не влюбиться в жизнь тут снова!
(Ответы и предположения детей.)
Воспитатель: Туристы знакомятся с достопримечательностями родного края, охраняют природу, проводят соревнования, готовят еду, поют песни у костра и т.д.
Мы хорошо поиграли, и многое узнали на занятии в «Школе юного туриста». Пришло время немного отдохнуть. А сейчас – привал. Так называют недолгий отдых, который нужен туристам для того, чтобы передохнуть, покушать, посидеть, привалившись спиной к дереву. Отсюда и название – привал.
Динамическая пауза «Туристы на привале»
Мы – туристы, скоро вот –
Отправляемся в поход.
На спине рюкзак таскали
И немножечко устали.
Чтоб уставшим туристам освежиться,
Решили возле речки на привал остановиться.
К воде быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем, как дельфин.
Вышли на берег крутой
И в обратный путь – домой.
(Дети выполняют движения по тексту.)
Воспитатель: Вот мы и собрались в поход, но перед тем как отправиться в путь, необходимо знать очень важные правила поведения во время туристического похода.
Ребята, растения и животные не могут говорить и защищать себя. Когда люди идут в лес, они не хотят наносить никому вреда, но, сами того не желая, причиняют боль природе. Чтобы этого не произошло, нужно знать, что в лесу можно делать, а чего нельзя. Как вы думаете, что можно делать в лесу?
Дети: Гулять, любоваться красотой, слушать пение птиц, собирать дары природы, если это никому не повредит.
Воспитатель: А чего делать не следует?
(Предположения детей.)
Воспитатель: Для туристов есть специальные знаки, попробуйте догадаться, что они означают.
(Воспитатель показывает знаки, после догадок детей читает стихотворения, посвященное каждому знаку.)
Воспитатель:
Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй.
И не кому не позволяй.
(Показывает следующий знак.)
Воспитатель:
На природе отдыхали,
Много ели и играли.
Мусор весь мы соберем
И с собой его возьмем.
Ведь полянка – чей-то дом –
Пусть порядок будет в нем!
(Показывает следующий знак.)
Воспитатель:
Деревце, цветок и куст
Радуют всегда нас пусть!
Не сорвем и не сломаем, -
Что они живые знаем!
(Показывает следующий знак.)
Воспитатель:
Нельзя костер бросать в лесу.
Костер в лесу несет беду.
Пожар в лесу может случиться
Без дома будут зверь и птица.
Воспитатель: Какие бы вы еще нарисовали знаки для людей, которые не знают, как нужно вести себя на природе?
(Предположения детей.)
Воспитатель: Помните эти правила, и тогда природа будет всегда вам рада.
Воспитатель: Туристы уходят в походы на несколько дней далеко от дома, и ночевать им приходится в лесу в горах. Как вы думаете, что им для этого необходимо? (Ответы детей). Правильно, для этого они берут с собой палатки – небольшие складывающиеся домики. Давайте и мы сейчас с вами попробуем сконструировать из бумаги модель палатки туриста.
Конструирование из бумаги «Палатка»
Подведение итогов.
Воспитатель: Кем мы сегодня были? Куда ходили? Что брали с собой и почему? Какие правила нужно помнить в лесу? (Ответы детей). Молодцы, ребята, вы успешно закончили занятие в «Школе юного туриста» и теперь можете смело отправляться в самый настоящий поход.
Награждение дипломами.