Цель занятия: Развитие познавательного интереса к растительному миру, окружающему миру и художественной литературе.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Способствовать закреплению знания литературных произведений К.И. Чуковского «Чудо-дерево».
- Способствовать формированию основ экологической культуры; умений устанавливать простейшие закономерности, понимать взаимосвязи природных явлений
- Продолжить формировать навыки установления причинно-следственных знаний.
- Способствовать уточнению и расширению представлений о растительном мире – дереве и его частях, отличии хвойных от лиственных деревьев.
- Способствовать обогащению словарного запаса; обобщающих понятий «обувь», «фрукты».
Коррекционно-развивающие:
- Способствовать познанию окружающего мира посредством полисенсорных обследовательских действий.
- Способствовать развитию интереса к наблюдению за явлениями природы.
- способствовать развитию эмоциональной сферы через образное содержание упражнения «Ветер северный подул» … (3 состояния воды.)
- Способствовать развитию фиксации взора, прослеживающих функций глаз.
- Совершенствовать зрительно-моторную координацию.
- Способствовать развитию чувства равновесия и тактильной чувствительности.
- Способствовать развитию пространственной ориентации; обоняния, вкусовых ощущений.
- Способствовать укреплению руки для последующего обучения письму.
Коррекционно-воспитательные:
- Способствовать воспитанию экологического сознания, навыков эмпатии к окружающему миру.
- Способствовать формированию навыков сотрудничества, коммуникативной культуры.
Реализация образовательных областей:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие.
3. Художественно-эстетическое развитие.
4. Социально-коммуникативное развитие.
5. Физическое развитие.
Методическое обеспечение: игра «Гонщик», «Сенсибар», «Компримо», настенный модуль с мешочками, шишка, 5 карточек формата А4 с частями деревьев, восковые мелки, макет «Чудо-дерева» с висящими на нем карточками «Обувь», фрукты: яблоко, апельсин, груша, гранат, лимон.
Предварительная работа:
- экскурсия в районную библиотеку, презентация по произведениям К.И.Чуковского;
- чтение произведения К.И. Чуковского «Чудо-дерево»;
- наблюдение за деревьями и кустарниками на участке детского сада;
- зарисовка наблюдения за распускающейся веткой тополя, стоящей в воде в вазе в группе;
- чтение загадок о деревьях, пословиц о природе;
- экскурсия детей с родителями в Ботанический сад с целью наблюдения различных деревьев;
- совместная деятельность воспитателя и родителей по изготовлению макета дерева из картона.
Ход непосредственной образовательной деятельности
Формы организации детей | Воспитатель | Дети |
1. Вводная часть.
|
(Воспитатель берет с подоконника листок, подносит к уху и прислушивается.) - Ребята, смотрите, к нам в окошко залетел листочек. Он рассказал, что дерево, на котором он рос, засыхает и может погибнуть. Как ему помочь? |
- Звучат предложения детей. |
2. Основная часть. Игра «Напои дерево» - используется игра «Гонщик». |
- Правильно, давайте поможем дереву и напоим его водой. - В отверстиях есть разноцветные шарики и они могут передвигаться. - Давайте представим, что прорези внизу -это корни деревьев, которые находятся под землей в почве: синие и фиолетовые шарики – это капельки чистой воды, желтые – ствол и ветви, зеленые – крона дерева и листья, красные – цветы, плоды дерева. Капельки воды от корней дерева поднимаются вверх по стволу, доходят до веточек, наполняют водой, оживляют листики, цветочки, которые превращаются во вкусные плоды. Вода – это живительная сила: без воды не могут ни растения, ни животные, ни человек. - Мы спасли дерево, напоили его, оно оживилось, листочки стали выделять кислород и чем больше на земле растений, деревьев, лесов, тем чище воздух на планете и здоровее люди. - А теперь отгадайте загадку: - Правильно: руки – это ветви, а ладошки – листочки. |
Ребенок под рассказ воспитателя совершает передвижения шариков по прорезям. |
Художественная деятельность «Дорисуй части дерева» | На столе 5 видов карточек с недостающей частью дерева. Дети дорисовывают недостающие части и называют их: (крона, ветви, корни, ствол, плоды. | |
Игра «Найди наощупь» |
- А сейчас поиграем - отгадайте, с какого дерева плод и опишите его. (В 7 мешочках лежат 6 фруктов и 1 шишка. Дети наощупь отгадывают, какой по форме фрукт в мешочке, достают, называют и описывают плод (цвет, с какого дерева). Ребенок достает шишку, нюхает.) - А это что? От какого дерева? Чем пахнет? Деревья, на которых растут листья называются лиственными, к ним относятся все фруктовые деревья; а деревья с иголками или хвоей называются хвойными. - Молодцы! Вы правильно назвали плоды, а теперь угадаем их на вкус. |
|
Игра «Угадай на вкус». |
(Дети завязывают по очереди глаза; воспитатель угощает каждого кусочком фрукта – ребенок отгадывает). - А за что мы любим фрукты? |
- Они вкусные, в них много витаминов. |
Физкультминутка: |
Воспитатель предлагает детям превратиться в деревья. - Ветер северный подул – И с деревьев листья сдул – Полетели, закружились – И на землю опустились Дождик стал по ним стучать: Кап-кап-кап! Град по ним заколотил, Листья все насквозь пробил Снег потом припорошил Одеялом их накрыл. |
качают поднятыми руками потихоньку опускают руки кружатся, присели постучать пальцами по полу постучать кулачками по полу дети встают, выполняя плавные движения руками подняли руки. |
- Ребята, какие явления природы влияют на жизнь дерева? А из чего состоит дождь? снег? град? |
Дождь, град, снег. Из воды. |
|
Создание проблемной ситуации. Игра «Перейди речку босиком» |
- А сейчас мы отправимся в гости к волшебному дереву. Перед нами препятствие – река, нам надо перейти ее по камушкам, не замочив ноги. - Ура! Вот оно чудо-дерево! - Ребята, а кто написал об этом чудо-дереве? - А по каким признакам вы догадались, что это дерево? - А чем оно необычное? Что растет вместо плодов? - А как назвать одним словом, то что вы сняли? А кто заметил, что мы не сняли? Почему? - Посмотрите на свою обувь и обувь на чудо-дереве. Сравните. - Где мы ходим в тапках? Такая обувь называется домашняя. А какая на Чудо-дереве? Где в ней ходят? Кто догадался, как называется такая обувь? |
Дети переходят воображаемую речку друг за другом. - К. И. Чуковский (дети называют части дерева) (подходят и каждый ребенок оказывает и называет вещь – сапоги, галоши, валенки, туфли, ботинки, лапти) - обувь. Чулки – не обувь. - У нас туфли, тапки, босоножки. - Дома, в помещении детского сада. - Уличная. |
3. Заключительная часть – подведение итогов. | -Молодцы. Теперь мы знаем, как растет дерево, как вода поит его корни, ствол, ветви и плоды. А чудо-дерево помогло нам узнать разницу между домашней и уличной обувью. |