Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно -эстетическое развитие; физическое развитие.
Задачи.
Социально-коммуникативное развитие
Развивать эмоциональную отзывчивость на настроение и характер музыкальной пьесы «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, умение поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы. Развивать эмоциональное отношение к игре, творческую самостоятельность.
Познавательное развитие
Расширять кругозор в области музыки; продолжать знакомить с творчеством композитора П. И. Чайковского, с альбомом «Времена года». Закреплять понятие «музыкальный жанр» (вокальная музыка, инструментальная музыка). Развивать умение соотнести инструментальное произведение «Осенняя песнь» П. И. Чайковского по характеру с одной из знакомых песен об осени, по настроению со стихотворением.
Расширять представления об изобразительных возможностях музыки.
Речевое развитие
Развивать речь, как средство общения и культуры. Закреплять умение отчетливо произносить слова «лесных», «колючий», «ежаток», «дорожек», «ежик», «лежит», «сторожит», «алые», «желтые», «пестрые», «выглянет», «прощальное»; четко произносить согласные в конце слов «красит», «рвет», «кружит», «хоровод», «плачут», «скачут»; гласных звуков в словах «солнышко – ведрышко», «выгляни», «камушкам». Развивать умение вести диалог, развивать фонематический слух, отрабатывать интонационную выразительность речи.
Обогащать активный словарь словами: «укромный», «курлычут», «кличут».
Работать над артикуляцией. Автоматизировать произношение звука «ш».
Физическое развитие
Продолжать развивать движения под музыку, умение перестраиваться по сигналу, совершенствовать способность двигаться соответственно характеру музыки.
Художественно-эстетическое развитие
Закрепить имеющиеся знания детей об осени, показать красоту осени через произведения искусства: классической музыки П. И. Чайковского, картин художников И. Левитана, В. Поленова, И. Бродского, песенное, музыкальное и игровое творчество. Воспитывать интерес к музыкально-художественному искусству, умение чувствовать выразительные особенности музыкальных и художественных образов. Способствовать развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей. Воспитывать желание заниматься различной музыкальной и художественной деятельностью. Обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт. Развивать эмоциональную отзывчивость, восприятие и понимание произведений музыкального искусства.
Предварительная работа.
Заучивание наизусть стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»;
Заучивание песен и хороводной игры;
Индивидуальная работа с детьми.
Методы и приемы:
практические: показ с движениями;
наглядные: рассматривание, показ;
словесные: рассказ и вопросы музыкального руководителя, ситуативный разговор.
Музыкальный репертуар.
Слушание музыки:
«Осенняя песнь» П. И. Чайковского
«Листопад» сл. Е. Авдиенко, муз. Т. Попатенко
«Падают листья» сл. М. Ивенсон, муз. М. Красева
Распевание на слоги: «ша –шо –шу –ши»
Упражнение для развития слуха и голоса:
«Солнышко – ведрышко» сл. народные, муз. В. Карасевой
Пение:
«Осень пришла» сл. И. Черницкой, муз. Т. Попатенко
«Журавли» сл. М. Познанской, муз. А. Лившица
«Ежик» сл. С. Прокофьевой, муз. В. Герчик
Песенное творчество:
«Осенью» сл. А. Шибицкой, муз. Г. Зингера
Игра на детских музыкальных инструментах:
«Дождик» р. н. м.
Хороводная игра:
«Осень спросим» сл. Е. Благининой, муз. В. Витлина
«Дождик» муз. Т. Ломовой.
Материал и оборудование:
Ноутбук, проектор, интерактивная доска, видеопрезентация - три картины на осеннюю тематику: И. Левитан «Осень», В. Поленов «Золотая осень» И. Бродский «Поздняя осень»; музыкальные инструменты: фортепиано, металлофон, треугольники; шапочка ежика, костюм Осени.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Музыкальная |
«Осенняя песнь» П. И. Чайковского «Листопад» сл. Е. Авдиенко, муз. Т. Попатенко «Падают листья» сл. М. Ивенсон, муз. М. Красева Цель: Совершенствовать умение детей эмоционально откликаться на музыку, словесно выражать свое отношение к ней, умение поддержать беседу, отвечать на вопросы. Различать вокальную и инструментальную музыку, узнавать и называть знакомые произведения, уметь соотнести их по характеру. Закреплять понятия «музыкальный жанр». 2. Исполнение песен: Распевание на слоги: «ша –шо –шу –ши» Цель: автоматизировать произношение звука «ш». Упражнение для развития слуха и голоса: «Солнышко – ведрышко» сл. народные, муз. В. Карасевой. Цель: Петь попевку, чисто интонируя интервалы, выразительно, легким звуком, четко, правильно, ясно произнося слова. Пение: «Осень пришла» сл. И. Черницкой, муз. Т. Попатенко. «Журавли» сл. М. Познанской, муз. А. Лившица «Ежик» сл. С. Прокофьевой, муз. В. Герчик Цель: Закреплять умение отчетливо произносить слова в песнях, петь выразительно, в характере, соблюдая логические ударения, своевременно начинать и заканчивать пение, правильно передавать мелодию. Знать, из каких частей состоит песня: вступление, запев, припев, проигрыш, заключение. Развивать умение детей инсценировать знакомую песню. Песенное творчество: «Осенью» сл. А. Шибицкой, муз. Г. Зингера Цель: Развивать умение детей сочинять свою мелодию на заданный текст. 3. Хороводная игра «Осень спросим» сл. Е. Благининой, муз. В. Витлина, «Дождик» муз. Т. Ломовой Цель: Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, текстом стихотворения; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления. Закреплять умение детей действовать самостоятельно. 4. Игра на металлофоне «Дождик» Е. Тиличеевой. Цель: Продолжать развивать умение детей играть не металлофоне простые мелодии по одному и в ансамбле с треугольником. |
Двигательная |
Физкультминутка «Как хорошо в гостях у осени!» Цель: Развивать эмоциональность, выразительность движений. способствовать развитию речи, координации движений. |
Коммуникативная |
Распевание на слоги: «ша –шо –шу –ши» Цель: автоматизировать произношение звука «ш». Считалка «Дождик капает с утра» Цель: Развивать общие речевые навыки, четкое и правильное произношение. |
Игровая |
Хороводная игра «Осень спросим»» Цель: Закреплять умение детей двигаться в соответствии с характером музыка и текстом стихотворения, действовать самостоятельно, не подражая друг другу. 2. Пальчиковая игра «Осень» Цель: Развивать координацию речи с движением, эмоциональную выразительность речи, двигательную активность; физические качества – крупную и мелкую моторики. |
Восприятие художественной литературы и фольклора |
Чтение наизусть стихотворения А. Плещеева «Осень наступила» Слушание отрывка из стихотворения А. Твардовского «Меж редеющих верхушек» Слушание стихотворения «Торопится осень закончить дела» (авт. неизв.) Цель: Пополнять литературный багаж стихами. |
Логика образовательной деятельности
Деятельность музыкального руководителя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты | |
1. |
Встречает детей в музыкальном зале. Приветствие «Доброе утро» Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Доброе утро - солнцу и птицам, Доброе утро - приветливым лицам!» Сегодня я хочу пригласить вас в гости к Осени, пожалуйста, проходите, садитесь на свои места перед экраном. |
Заходят в музыкальный зал, встают по кругу, здороваются. Садятся на стульчики перед интерактивной доской. |
Повышена мотивация к содержанию НОД. |
2. |
Рассматривание осенних пейзажев - Посмотрите на эти картины (обращает внимание на экран). Что вы видите? Осень бывает такая разная! Ранней осенью природа разукрашивается разноцветным нарядом. Каких только цветов и оттенков не увидишь! А поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота природы увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи, лужи. А вот и снежок – вестник зимы! Все эти перемены, «переодевания» природы бывают осенью. |
Рассматривают три картины на осеннюю тематику. Отвечают на вопрос. |
Закреплены имеющиеся знания детей об осени, показана красота осени через произведения искусства: картины художников И. Левитана, В. Поленова, И. Бродского. |
3. |
Слушание песни «Листопад» - Послушайте отрывок из знакомого вам произведения и назовите его. Исполняет мелодию песни. - Правильно, это песня Т. Попатенко «Листопад». Мелодия плавная, напевная, песенная. Теперь прослушайте ее еще раз и скажите, похожа ли она на русскую народную мелодию, и если похожа, то чем? Исполняет фрагмент повторно. - Да, мелодия похожа на русскую народную песню, особенно ее окончание, когда она поднимается вверх, а в сопровождении слышится трехголосное пение. Теперь я вам дам интересное и трудное задание. Вы слушали на занятиях две разные песни об осени. Это вокальные произведения. Давайте вспомним, какие произведения называют вокальными? - Правильно, те, которые исполняют голосом. Но есть произведения без пения. Эта музыка называется инструментальной. |
Слушают отрывок из знакомого произведения, узнают и называют его. Отвечают на вопросы. Закрепляют понятия «вокальная музыка», «инструментальная музыка». |
Закреплено умение узнавать и называть знакомые произведения, умение соотнести их по характеру. Закреплено понятие «музыкальный жанр» (вокальная музыка, инструментальная музыка). |
4. |
Слушание музыкальной пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» - У композитора П. И. Чайковского есть сборник инструментальных пьес, который называется «Времена года». По количеству месяцев в году их двенадцать и каждая пьеса имеет название определенного месяца и подзаголовок, например: «Апрель. Подснежник» или «Ноябрь. На тройке». Послушайте отрывок из пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» и скажите, какой из двух знакомых вам песен об осени «Листопад» Т. Попатенко или «Падают листья» М. Красева ближе по настроению это произведение. Исполняет фрагмент из «Осенней песни» - Правильно, по настроению ближе песня «Листопад». Музыка «Осенней песни» жалобная, заунывная, тоскливая, а в середине намного взволнованная, беспокойная, потом опять печальная, поникшая, слышны как бы вздохи в мелодии. Какую картину осени рисует нам музыка? - В музыке можно услышать и порывы ветра, и как падают листья. Ее мелодия звучит неторопливо, с остановками, печально, медленно, уныло. Эпиграфом к пьесе Чайковским был выбран отрывок из стихотворения русского писателя и поэта Алексея Константиновича Толстого: «Осень, обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят…» По своему настроению это стихотворение очень подходит музыке. |
Слушают отрывок из пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» и сравнивают его со знакомыми им песнями об осени «Листопад» и «Падают листья» по настроению. Отвечают на вопросы. | Расширен кругозор в области музыки; обогащаются музыкальные впечатления; продолжено знакомство с творчеством композитора П. И. Чайковского, с альбомом «Времена года». Развита эмоциональная отзывчивость на настроение и характер музыкальной пьесы «Осенняя песнь» П. И. Чайковского, развито умение соотнести ее по характеру с одной из знакомых песен об осени; умение поддерживать непринужденную беседу, правильно отвечать на вопросы. |
5. |
Чтение стихотворения «Осень наступила» - Какие стихи об осени вы знаете? - Кто хочет прочитать стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»? Но прочитать так, чтобы мы почувствовали настроение стиха. Задает вопросы: -Какое настроение у этого стихотворения? - О какой осени рассказывается в нем? - Какое музыкальное произведение из прослушанных ближе по настроению этому стихотворению? Обобщает ответы: - И «Осенняя песнь», и «Листопад» оба эти музыкальные произведения близки по настроению стихотворению «Осень наступила». И инструментальная, и вокальная музыка передают картину поздней, увядающей осени. Предлагаю послушать все произведения еще раз и выбрать подходящею к каждому картину. |
Отвечают на вопросы. Читают стихотворение А. Плещеева «Осень наступила»: Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты. Вянет и желтеет Травка на лугах, Только зеленеет Озимь на полях. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит. Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края. Дети слушают музыку, выполняют задание. |
Пополнен литературный багаж стихами. Развито умение соотносить музыкальное произведение по настроению стихотворению; умение словесно выражать свое отношение к музыкальным произведениям и стихам, умение поддержать беседу, отвечать на вопросы. |
6. |
Распевание на слоги «ша-шо-шу-ши» - Представьте, что вы попали на лесную осеннюю полянку. Вы идете по ней, а под ногами шуршат опавшие с деревьев листья и, как будто поют свою последнюю песенку: шу-шу-шу, ша-ша-ша. Поможем листочкам петь: шу-шу-шу, ша-ша-ша, ши-ши-ши, шо-шо-шо. Ша-шо-шу-ши. |
Дети распеваются на слоги ша-шо-шу-ши. |
Развивается артикуляция. Автоматизируется произношение звука «ш». |
7. |
Распевание «Солнышко – ведрышко» - Скрылось солнышко за тучу. Давайте позовем его своей песенкой. При пении обращает внимание детей на чистоту интонирования мелодии, на отчетливое произношение гласных звуков в словах «солнышко – ведрышко», «выгляни», «камушкам»; согласных в конце слов «плачут», «скачут». |
Распеваются песенкой, стараясь чисто интонировать интервалы, петь выразительно, легким звуком, четко, правильно, ясно произнося слова. |
Развито умение петь попевку, чисто интонируя интервалы, выразительно, легким звуком, четко, правильно, ясно произнося слова. |
8. |
Пение песни «Осень пришла» Читает отрывок из стихотворения: «Меж редеющих верхушек Показалась синева, Зашумела у опушек Ярко – желтая листва…» Проигрывает вступление к песне. - Ребята, вы узнали, что это за песня? - Правильно, это песня «Осень пришла». Споем ее все вместе. Работает над дикцией. - Давайте споем песню еще раз. Во время повторного исполнения песни следит за дыханием, чистотой интонирования, логическими ударениями в словах. |
Слушают, отвечают на вопрос. Исполняют песню коллективно по куплетам, затем проговаривают стихи, отдельные слова «алые», «желтые», «пестрый», «выглянет», «красное», «прощальное»; четко произносят согласные в конце слов «красит», «рвет», «кружит», «хоровод». Исполняют песню повторно, выразительно, в характере, соблюдая логические ударения. |
Закреплено умение отчетливо произносить слова в песнях, петь выразительно, в характере, соблюдая логические ударения, своевременно начинать и заканчивать пение, правильно передавать мелодию. |
9. |
Пальчиковая игра «Осень» - А теперь поиграем с нашими пальчиками. Ветер по лесу летал, Ветер листики считал: Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с берёзки – золотой, Вот последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. |
Повторяют слова за музыкальным руководителем, сопровождая их движениями: Делают плавные волнообразные движения ладонями. Загибают по одному пальчику на обеих руках. Спокойно укладывают ладони на колени. |
Обогащается двигательный опыт. Развивается координация речи с движением, эмоциональная выразительность речи, двигательная активность; физические качества – крупная и мелкая моторики. |
10. |
Пение песни «Журавли» - Все реже и реже проглядывает солнышко из-за туч, все меньше и меньшесогревает теплом землю. Звери и птицы готовятся к зиме. Журавли улетают в теплые страны. Летят, курлычут, прощаясь с нами. Вспомним и споем песню А. Лившица «Журавли». Во время исполнения следит за чистотой интонирования, дыханием, логическими ударениями в словах. - Давайте вспомним, из каких частей может состоять песня? - В песне «Журавли» есть вступление, запев и заключение. Проигрывает фрагменты. - Предлагаю поиграть в игру «Эхо». Я буду читать вам слова песни по строчкам, а вы, как эхо, будите повторять их за мной. -Как вы думаете, какой характер у этой песни? Как ее нужно исполнять? -Правильно, песня исполняется напевно, ласково. Мы прощаемся с летом, с журавликами. Споем песню еще раз так, как будто это мы провожаем журавликов в дальние страны. |
Поют песню выразительно, стараясь чисто интонировать мелодию, правильно брать дыхание, выполнять логические ударения в словах. Повторяют название частей песни. Отвечают на вопрос. Проговаривают слова за музыкальным руководителем: «летят – курлычут», «кличут», «шлют», «прощай», «лесных полянок», «скучать», «встречу», отрабатывая дикцию. Отвечают на вопросы. Исполняют песню повторно. |
Закреплено умение отчетливо произносить слова в песнях, петь выразительно, в характере, соблюдая логические ударения, своевременно начинать и заканчивать пение, правильно передавать мелодию. Пополнен активный словарь словами: «курлычут», «кличут». |
11. |
Физкультминутка «Как хорошо в гостях у осени» Дети, все сейчас вставайте, Физкультминутку начинайте. «Как хорошо в гостях у осени Среди березок золотых... Подольше б золота не сбросили, Стоял бы лес багрян и тих. Почаще б солнышко усталое Гостило в золотом лесу, Чтоб защитить от ветра шалого Лесную позднюю красу». |
Встают, повторяют за музыкальным руководителем. Кружатся на месте. Машут плавно руками вверх-вниз, влево-вправо. Руки на пояс, наклоны туловища влево-вправо. Повороты туловища влево-вправо. |
Обогащается двигательный опыт. Развивается двигательная активность, эмоциональность, выразительность движений, творческие проявления. |
12. |
Пение песни «Ежик» - Посмотрите (обращает внимание на экран). По полянке пробежал маленький ежик. Ежик – ежик, куда ты бежишь? Где твои ежата? Об этом нам рассказывает знакомая песенка. Давайте ее споем. Во время исполнения следит за чистотой интонирования, правильным произношением слов: «лесных», «колючий», «умный», «огромный», «укромный», «ежаток», «дорожек», «лежит», «сторожит». - Давайте подумаем, как можно еще исполнить эту песенку. - Правильно, можно выбрать солиста и инсценировать песенку. |
Поют песню, стараясь чисто интонировать мелодию, правильно произносить слов: «лесных», «колючий», «умный», «огромный», «укромный», «ежаток», «дорожек», «лежит», «сторожит». Отвечают на вопрос. Выбирают солиста, одевают шапочку ежика. Поют песню несколько раз, с разными солистам. |
Закреплено умение отчетливо произносить в песне слова, петь выразительно, в характере, соблюдая логические ударения, правильно передавать мелодию. Закреплено знание частей песни: вступление, запев, припев, проигрыш, заключение. Развито умение детей инсценировать знакомую песню. Пополнен активный словарь словом «укромный». |
13. |
Песенное творчество - Теперь я предлагаю вам самим сочинить осеннюю песенку, став маленькими композиторами. Послушайте такое стихотворение: «Улетают птицы вдаль, Расставаться с ними жаль». Давайте проговорим его все вместе. - Закройте глаза и представьте себе такую осеннюю картинку. |
Заучивают стих наизусть. Придумывают песенки на заданный текст, затем поют сочиненные ими песенки. |
Развивается умение детей сочинять свою мелодию на заданный текст. |
14. |
Игра на детских музыкальных инструментах попевки «Дождик» Наигрывает мелодию на металлофоне. - А вот и дождик закапал. Кап-кап-кап. Пропоем ему песенку все вместе, а Настя сыграет нам ее на металлофоне. - Теперь возьмем треугольники и подыграем металлофонам. |
По очереди проигрывают попевку на металлофоне. Играют попевку в ансамбле. |
Развито умение детей играть не металлофоне простые мелодии по одному и в ансамбле с треугольником. |
15. |
Музыкальная игра «Осень спросим» -Давайте позовем Осень к нам в гости. Может быть она услышит и придет. «Осень, осень, в гости просим!» Входит Осень – воспитатель в костюме Осени: «Здравствуйте дети!» - Торопится Осень закончить дела, Старательно землю дождем полила. Про птиц не забыла, на юг проводила, В полях и садах урожай собрала. Дарила вам разные фрукты сначала, Потом вас грибами она угощала, Арбузами, дынями и виноградом… Вам нравится Осень? Мы Осени рады! - Хотите поиграть с Осенью? Становитесь в хоровод! Выберем «Дождика» считалкой. «Дождик капает с утра, Рада лужам детвора, Промочили сапоги… Я вожу, а ты беги!» |
Повторяют слова за музыкальным руководителем. Здороваются с Осенью. Встают в хоровод. Выбирают «Дождика» считалкой. Дети играют в игру. Прощаются с Осенью. |
Развито умение двигаться под музыку, перестраиваться по сигналу, совершенствуется способность двигаться соответственно характеру музыки. Развиваются общие речевые навыки, четкое и правильное произношение. |
16. |
Рефлексия: Что нового вы узнали? Что вам показалось интересным? Что понравилось, что запомнилось? |
Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями. | Развивается умение поддерживать диалог, отвечать на вопросы. Создан фон положительного эмоционального удовлетворения от НОД. |