Цель занятия: воспитывать привычку здорового образа жизни; учить детей заботиться о своем здоровье.
Задачи.
Совершенствование артикуляционной моторики.
Активизация и обогащение словаря.
Развитие внимания, мышления, памяти.
Развитие общей и мелкой моторики.
Профилактика плоскостопия.
Развитие тактильных ощущений.
Формируемые умения:
уметь отвечать на вопрос;
отгадывать загадки;
закреплять основные виды движений;
использовать сформированные навыки по ЗОЖ в повседневной жизни.
Материалы и оборудование: компьютерная презентация «Туалетные принадлежности», магнитная доска, дорожки здоровья (с пуговицами, ребристая доска), скамейка,
зубная щетка, расческа, тюбик зубной пасты, салфетка для вытирания рук, мыло, полотенце, «чудесный мешочек», сюжетные картинки с изображением действий.
Туалетные принадлежности.
Воспитатель.
Ребята сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Хотите узнать куда?
Там живут ребяток сотни,
Они очень чистоплотны.
Блестят их зубки,
Смеются глазки.
Они не водятся с грязнулей,
А зовут их все… Чистюли.
Мы с вами отправимся в страну Чистляндию. Узнаем все про туалетные принадлежности и научимся быть чистыми, аккуратными и опрятными.
Беседа по теме с опорой на сюжетные картинки.
Воспитатель читает стихотворение В. Степанова.
Это время нам знакомо,
Это время – для подъема.
На зарядку, как зайчата,
По утрам бегут ребята.
Умывайтесь, не ленитесь,
Чистыми завтракать садитесь.
Воспитатель:
Когда мы утром просыпаемся, что мы делаем?
Дети:
Умываемся.
Воспитатель:
Что нам нужно, что б умыться?
Дети:
Мыло и вода.
Воспитатель:
Что еще мы делаем утром?
Дети:
Чистим зубы.
Воспитатель:
Что нам нужно, что б почистить зубы?
Дети:
Зубная щетка, зубная паста
Рассматриваем картинки с изображением действий утреннего туалета.
Дидактическая игра-лото «Найди меня».
На игровом поле изображены предметы гигиены. Разрезные карточки перевернуты белой стороной вверх. Дети заркывают карточками предметы на игровом поле.
Воспитатель:
Дети посмотрите, кто это к нам идет?
Входит девочка Чумазая.
Не могу сидеть без дела
Я с утра уже успела
Съесть конфетку,
Замараться, причесаться,
К вам собраться.
Воспитатель:
Ах, ты девочка Чумазая, где же так испачкалась? Дети, все ли девочка сделала правильно?
Ответы детей.
Воспитатель:
Чем мы можем помочь девочке? Давайте позовем ее с собой в путешествие в страну Чистляндию.
Как весело, как весело
Отправиться с друзьями
В веселое путешествие
Пойдем, девчонка, с нами.
Дети идут по тропинке (дорожки здоровья, скамейка) на полянку. Находят корзинку. Воспитатель предлагает детям узнать, что в ней.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В «Чудесном мешочке» находятся следующие предметы: зубная щетка, расческа, мочалка, тюбик с зубной пастой, салфетка для вытирания рук. Детям по очереди предлагается на ощупь определить один из предметов и назвать его.
Воспитатель:
Для чего нужны все эти предметы?
Дети отвечают:
- Чтобы мыть руки.
- Чтобы вытирать руки после мытья.
- Чтобы расчесывать волосы, быть красивыми и аккуратными.
- Чтобы зубы были чистыми и здоровыми. Чтобы они могли хорошо жевать.
Звучит веселая музыка. Появляется Здоровячок.
Здравствуйте ребята! Я –Здоровячок! Я знаю, как надо правильно умываться и мыть руки. Хотите я вас научу?
Здоровячок рассказывает о том, как правильно надо мыть руки (показ компьютерной презентации).
Закатай рукава.
Намочи руки.
Возьми мыло и намыль руки до появления пены.
Потри не только ладони, но и тыльную сторону рук.
Смой пену.
Вытри руки.
Проверь: сухо ли вытер руки – приложи тыльной стороной к щеке.
А теперь давайте научим нашу девочку Чумазую правильно умываться. Дети выполняют упражнения с элементами самомассажа.
Кран откроем
Раз, два (круговые движения кистями рук).
Мыло в рученьки берем
Мылом рученьки мы трем (растирание кистей рук)
Эй, водичка, ну-ка лей
Грязь смывайся поскорей! (поглаживание от локтей к пальцам рук)
Нос умоем
Раз, два (поглаживание крыльев носа)
Щечки тоже
Раз, два (разминание щек)
Вымыть сможем
Раз, два (растирание щек от крыльев носа к ушным раковинам)
Глазки трем водичкой… (легкие круговые движения)
Все! Умыли личико!
Воспитатель обращает внимание на девочку Чумазую.
Какая девочка стала чистая: она вместе с вами вымыла руки и лицо. А что она забыла сделать?
Ответы детей (почистить зубки).
А у нашей девочки
Заболели зубки,
Она их не бережет!
Щетку в руки не берет!
И не чистит никогда!
Вот беда!
Воспитатель предлагает Здоровячку научить детей чистить зубки. Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Как у нашей детки
Будут зубки крепки
Чистим зубки мы умело
Вправо-влево, вправо-влево (упражнение «Чистим зубки» 4-5 раз)
И потрем мы их с тобою
Щеткою зубною. (Движения языком вперед-назад.)
Пополощем с вами ротик (имитация полоскания рта)
Так у нашей детки
Зубки будут крепки (упражнение «Оскал»)
Чистить зубы нам не лень
Каждый день! (упражнение «Улыбка»).
Здоровячок предлагает детям поиграть.
Игра «Что мы видели – не скажем, а что делали - покажем»
Здоровячок на ушко ребенку называет действия (например, чистим зубы). Ребенок должен показать это действие. Остальные дети должны догадаться и назвать его. (Маша чистит зубы.)
Физкультминутка.
Мы решили закаляться,
Раз-два, раз-два (приседание с вытянутыми вперед руками).
И водою обливаться,
Раз-два, раз-два (имитация обливания).
А потом мы полотенцем,
Раз-два, раз-два.
Не забудем растереться,
Раз-два, раз-два (имитация растирания полотенцем).
Составление предложений по сюжетным картинкам
На наборное полотно выставляется картинка с изображением ребенка чистящего зубы. Составляется предложение по картинке «Девочка чистит зубы». Затем показывается картинка с изображением двух детей, составляется предложение: «Дети чистят зубы».
При произнесении глаголов утрированно произносит окончание, обращая внимание на его изменение во множественном числе.
Затем детям предлагается самостоятельно составить предложение по картинкам: умывается – умываются, вытирается – вытираются, моет – моют, причесывается – причесываются.
Воспитатель. Все предметы, которые мы с вами рассматривали на занятии, называются туалетные принадлежности. Давайте вспомним, какие это предметы. Дети отгадывают загадки.
Гладко, душисто,
Моет чисто (мыло).
Хвостик из пластмассы,
На спине щетинка (зубная щетка).
Зубастая пила
В лес густой пришла (расческа).
Висит на стене, болтается,
Всяк за него хватается (полотенце).
Воспитатель:
Дети, вы хотите быть красивыми, здоровыми? Для этого нужно ухаживать за собой: умываться, чистить зубы, купаться, причесываться. Тогда вы будете опрятными, здоровыми, аккуратными
Ответы детей. Оценивается работа каждого ребенка.