Задачи приоритетной образовательной области.
"Познавательное развитие" (ФЭМП) - обобщить и систематизировать знания детей о геометрических фигурах, развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.
«Речевое развитие» - обогащение активного словаря (круглой, овальной, треугольной, квадратной формы), развитие связной речи, грамматически правильной речи, закрепление знания о сказках.
«Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений.
3. «Познавательное развитие» (ФЭМП) - формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, пространстве), закреплять знания геометрических фигур круг, овал, треугольник, квадрат, учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов; упражнять в счёте от 1 до 6;закреплять понятия «над», "под", "в левом верхнем углу", "в правом верхнем углу", "в левом нижнем углу", "в правом нижнем углу", "слева от..", "справа от..".
4. " Познавательно - исследовательская деятельность" - научить детей наблюдать за материалом (бумага, пластмасса) и делать выводы самостоятельно.
5. "Художественно - эстетическое развитие" (аппликация, музыка) - развивать умение слушать песни, петь напевно, ласково, правильно и четко произносить слова, начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки; умение обозначать на листе бумаге положение той или иной фигуры; закреплять умение составлять и наклеивать готовые формы на картонную основу.
6. "Театрализованная деятельность" - Продолжать развивать и поддерживать интерес детей к театрализованной игре путем приобретения не сложных игровых умений и навыков (способность воспринимать художественной образ, следить за развитием и взаимодействием персонажей), использовать для воплощения образа известные выразительные средства (интонацию, мимику, жест).
Планируемые результаты ННОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляет наблюдательность, любознательность, интересуется причинно – следственными связями, пытается придумать объяснения, владеет устной речью, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и обладает основными движениями; с удовольствие вступает в общение с взрослым, проявлять желание участвовать в играх, продуктивной деятельности, совершать самостоятельный выбор материалов для выполнения работы.
Предпосылки УУД: умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности, выделять существенные признаки объектов окружающего мира, умение осуществлять действия по заданному правилу.
Предварительная работа: Чтение сказок, стихов и разгадывания загадок о геометрических фигурах, разучивание пальчиковых "1, 2, 3, 4, 5 - научились мы считать", физкультминуток, учить детей инсценировать сюжет сказки, учить счёту от 1 до 6, закреплять понятия "над", "под", "в левом верхнем углу", "в правом верхнем углу", "в левом нижнем углу", "в правом нижнем углу", "слева от..", "справа от..".
Оборудование для педагога: карточки с геометрическими фигурами, на стульях на клееные геометрические фигуры; слайды: грустный и веселый квадратик, круг, овал, треугольник; для фланелеграфа: дом, 4 шт. стулья, геометрические фигуры, круглый стол и тарелки 4 шт, квадратный сахар, треугольные печенья 4шт; плакаты с овощами и фруктами; теремок и картинки животных из геометрических фигур (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь); цифры от 1 до 6 (бумажные и пластмассовые); тазик с водой.
Оборудование для детей: маски: квадрата, овала, треугольника, круга, картинки предметов о геометрических фигурах; по количеству детей: картон, солнышко, цветочек, бабочка, квадрат, овал, круг, прямоугольник, треугольник, облачко.
Этапы урока (занятия, мероприятия) | Деятельность педагога | Деятельность воспитанника | Результаты |
Водная часть Ситуативный разговор |
Ребята, вы любите сказки? (Да.) Сегодня я хочу пригласить вас в театр, где вы сможете увидеть сказку провеселых друзей. Чтобы попасть на представление сначала надо приобрести билеты. (Кассир - ребенок раздаёт билеты с изображением геометрических фигур и находят стул - место, на котором есть такая же геометрическая фигура. Воспитатель с кассиром -ребенком проверяют как дети справились с заданием, если место выбрано правильно, то мы хлопаем выражая своё одобрение, если нет - топаем и помогаем найти своё место.) Внимательно смотрите на экран. Быть может, вам придётся помочь героям сказки. |
Ребёнок активно взаимодействует с взрослым; применяет свои знания и проявляет любознательность; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. |
Развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира; обогащение активного словаря. |
Основная часть Загадка Показ |
Жили - были весёлые друзья. А кто они, вы узнаете, если отгадайте загадки. 1. В ворота его не закатишь как мяч, И он за тобою не пустится вскачь. Четыре угла и четыре сторонки, Похожие, точно родные сестрёнки, Фигура знакома для многих ребят. Его вы узнали? Ведь это... (Квадрат.) - Дети, к нам сегодня пришёл в гости Квадратик. 1 слайд: Только он почему - то грустный. Давайте покажем Квадрату, как мы умеем играть с пальчиками, может он повеселеет? |
Ребёнок активно взаимодействует с взрослым, владеет устной речью. |
Развитие интересов детей, любознательность. |
Пальчиковая игра "1,2,3,4,5 - научились мы считать" |
Один, два, три, четыре, пять (загибают пальцы, начиная с мизинца) Научились мы считать (сжимают и разжимают кулаки). Один, два, три, четыре, пять - (загибают пальцы, начиная с мизинца). Десять пальцев, пара рук - (показываю две руки и сжимают и разжимают кулачки). Вот твоё богатство, друг (крутят двумя руками, фонарики) |
У ребёнка развита мелкая моторика рук, активно владеет движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. | Приобретение опыта двигательной деятельности, направлена на развитие координацию движения пальцев рук, выполнение основных движений. |
Ситуативный разговор Загадки, рассматривание, описание, показ. |
Ну, что повеселел Квадратик? Дети: Нет, он не стал веселым? Почему? Не весел он потому, что потерял своих друзей. Давайте поможем ему. Для этого отгадайте загадки, а ответы нарисуете на волшебных мольбертах. 2. Нет углов у меня, И похож на блюдце я, На осиновый листок. Вы подумайте, друзья, И скажите, кто же я? (Круг) 2 слайд: 3. Три мои стороны Могут разной быть длины. Где стороны встречаются Угол получается. Что же вышло? Посмотри! Ведь углов - то тоже три. На меня вы посмотрите, Моё имя назовите. (Треугольник.) 3слайд: 4. Он похожий на яйцо или на твое лицо. Вот такая есть окружность - Очень странная наружность: Круг приплюснутым стал. Получился вдруг…. (Овал.) 4 слайд: - Кукую фигуру ты, Настя, нарисовала? Сколько углов у этой фигуры? сторон? (Ответы детей.) Молодцы! Все загадки вы отгадали правильно. - Посмотрите, как улыбается Квадрат, ведь вы назвали его друзей. Как двумя словами можно назвать друзей Квадрата. Дети: Это геометрические фигуры! 5 слайд: Давайте, ребята немного отдохнем И опять сказку смотреть начнем. Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну - ка, ну-ка! |
Ребенок проявляет интерес отгадать загадки и подбирает правильный ответ, изображая его на мольберте. |
Учить воспринимать на слух загадку и изображать ответ на мольберте, развивать мышление, речь, память. |
Физкультминутка: |
Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись (наклоны вперед и назад). Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо - влево, раз и два. Думай, думай, голова (вращение головой). Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка (ходьба на месте, дети садятся на свои места). |
У ребенка развита двигательная активность, владеет движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. |
Приобретение опыта двигательной деятельности, направлена на развитие координации движений, выполнение основных движений. |
Рассматривание, описание, показ, практические действия. |
Слушаем сказку дальше. Друзья жили в уютном доме. (Маша приклеивает на фланелеграф дом). - Какой формы окно этого дома, его крыша? (квадратное, треугольная). - Друзья часто сидели на стульях с удобными квадратными сидениями. (Коля приклеивает на фланелеграф стулья и рассаживает веселых друзей: квадрата, овала, круга, треугольника). - Сколько стульев? (четыре) - Сколько геометрических фигур? (четыре) - Что можно сказать про количество стульев и о геометрических фигур? (что их поровну). - Стол у них был круглый. Накрывая на стол, друзья ставили круглые тарелки. (Ксюша приклеивает на фланелеграф стол с тарелками.) - В чай они клали квадратные кусочки сахара и любили друзья треугольное печенье (Никита приклеивает на фланелеграф сахар, печенье.) Сейчас ребята мы покажем продолжение сказки. |
Ребенок активно взаимодействует с взрослым, применяет свои знания и проявляет любознательность; владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения | Развивать интерес детей к сказке, формировать познавательные действия, обогащение активного словаря (квадратные, треугольные, овальные, круглые). Понимать вопрос "Сколько?", "Чего больше (меньше)?", поровну, учить считать до 5. Развивать представление о геометрических фигурах. |
Ситуативный разговор. Инсценировка детей: 1ребенок - треугольник: 2 ребенок - квадрат: 3 ребенок - круг: 4 ребенок - овал: |
Однажды кто –то постучался в дверь их дома. Вышли друзья на порог и видят: стоит перед ними удивительная фигура, немного похожая на круг. (Дети встают возле домика на голове маски с геометрическими фигурами.) Стали знакомиться. - Здравствуй, друг! Я - треугольник. (Протягивает руку овалу.) У меня три стороны и три угла. Я похож на флажок, шапочку. - Здравствуй, а я квадрат, у меня четыре угла, я похож на часы, книгу, телевизор. - Здравствуй, а я круг, у меня нет ни одного угла, я могу катиться, как колобок и я похож на солнышко, мячик, колесо. Дети хором обращаются к овалу: А ты кто? - Здравствуйте, друзья! Меня зовут Овал, я не знаю, на что я похож. -Дети, назовите предметы, которые по форме похожи на овал. Дети: Шарик, шишку, яйцо. 4 ребенок - овал: Пустите меня к себе жить. - Согласились фигуры. И решили отправиться на прогулку. (Дети под музыку идут и подходят к плакатам, на которых изображены овощи и фрукты.) |
Ребенок проявляет любознательность, интерес и самостоятельность в театрализованной деятельности; владеет устной речью может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. | Развитие связной, грамматически правильной речи. |
Ситуативный разговор, рассматривание, описание. Ситуативный разговор, рассматривание, практические действия. |
- Что здесь изображено? Дети: Овощи и фрукты. - Выберете овощ или фрукт изображения, которых, по форме напоминают овал (огурец, баклажан, дыня, банан), круг (помидор, яблоко, апельсин), треугольник (морковь, клубника). А квадратной формы овощи или фрукты есть? Дети: Нет. |
Ребёнок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения. | Развитие связной речи и грамматически правильной речи. |
- Пошли они дальше (под музыку). Через некоторое время на их пути встал дремучий лес. Из-за деревьев виднелся теремок. Он был не низок, не высок, не высок. - Ребята, кто в теремочке живет? Какие животные? (показываю картинки с изображением животных из геометрических фигур и расставляют в правильной последовательности) Дети: Мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайка - попрыгай-ка, лисичка -сестричка, волчок - серый бочок, мишка - косолапый. - Давайте посчитаем, сколько зверей жили в теремочке? Дети: 1, 2, 3, 4, 5, 6. - Расставьте цифры от 1 до 6 по порядку под каждым животным. А где же наши цифры? (звучит плеск воды и крик "помогите! Караул! Захлебнулся! Утонул!"). Неужели что - то случилось? (Дети подбегают к ёмкости с водой, в которой находят цифры. Достают их из воды и рассказывают, кто какую спас.) Дети: Я вытащил из воды 3 и 4. Мои цифры не утонули, потому что они пластмассовые. А мои цифры, 1 и 5, опустились на дно, потому что они бумажные. Вот теперь мы можем расставить цифры по порядку под каждым животным. (Дети выполняют задание.) - Вот, ребятки молодцы, справились с заданием. |
Ребенок владеет устной речью, проявляет любознательность. Обладает элементами представлений о свойствах и качества предметов (бумага, пластмасса), интересуется причинно - следственными связями, пытается самостоятельно придумать объяснения, склонен наблюдать. Проявляет инициативу и самостоятельность в познавательно - исследовательской деятельности |
Развитие связной речи, формирование познавательных действий и первичных представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях. | |
Рассматривание, практические действия. Музыкально - подвижная игра «Догони квадрата» |
Ребята, чтобы друзья в нашей сказке больше не терялись, жили дружно и весело. Предлагаю, поселить их в дом. Дается детям задание: квадрат будет жить в середине (центре) листа, круг - над квадратом, овал - под квадратом; справа от квадрата станет жить треугольник; слева от квадрата поселится прямоугольник. Чтобы дом стал уютным, светлым, нарядным, нужно его украсить: "В левый верхний угол поместите солнышко; в правый нижний угол посадите цветок; в правый верхний угол - облако; левый нижний угол украсьте бабочкой". Квадратик благодарит ребят, предлагает им поиграть в игру. |
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, овладевает умением работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, самостоятелен, владеет танцевальными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. Ребёнок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания. |
Воспитывается интерес к аппликации, закрепляется навыки аккуратного наклеивания по образцу. Развивается эмоциональность и образность восприятия музыки через движения, формируется навык ритмичного движения. |
Заключительная часть |
Ребята, наша сказка закончилась. Понравилось путешествовать? Кому мы помогали? Кто такие весёлые друзья? Возьмитесь за руки, посмотрите какие мы тоже с вами весёлые и дружные, друг на друга посмотрите и улыбнитесь. Дети: До свидания, друзья! Улыбнись - ка мне в ответ. Никогда не грусти И улыбки всем дари! |
Ребёнок владеет устной речью, может использовать речь для построения речевого высказывания. |
Развитие связной, грамматически правильной речи. |