Цель занятия
Познакомить детей со способами рисования многоугольника в тетради; продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10; учить делать «запись» с помощью знаков: «>», «<», «=», «^»; читать «запись»; учить увеличивать и уменьшать число на единицу; упражнять в счете на ощупь.
Материалы
Для воспитателя: фланелеграф, на нем пять желтых и пять зеленых груш одной величины, цифры, знаки, карточки с кружками, обручи.
Для детей: «Математический набор», счетные палочки, по одному плоскому «яблоку», сшитому из ткани желтого и красного цвета, внутри каждого «яблока» фасолины или бобы от пяти до десяти штук.
Ход занятия
Сидя за столом
Воспитатель показывает детям пятиугольник и спрашивает, как называется эта фигура.
Сегодня я покажу вам, как рисовать многоугольник в тетради. Вначале нужно решить, какой многоугольник вы будете рисовать. Я буду рисовать пятиугольник. Поставлю пять точек для вершин (рисует), соединю их прямыми линиями между собой — получились стороны многоугольника. Какая фигура получилась? (Пятиугольник.) Проверим, правильно ли я нарисовала пятиугольник.
Дети проверяют, считая вершины, углы, стороны.
Теперь каждый из вас нарисует многоугольник. Вначале поставьте в тетради точки для вершин, затем соедините точки линиями. Какие многоугольники вы нарисовали? (Треугольник, четырехугольник, шестиугольник.) Кто нарисовал треугольники?
Поиграем
«Назови число»
Игра проходит в кругу. С помощью считалки выбирается ведущий:
Дождик, дождик, поливай — Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки.
Бросая мяч, ведущий называет число и просит увеличить (или уменьшить) названное число на единицу. Ребенок, поймавший мяч, называет число, затем сам называет любое число, просит уменьшить его и бросает мяч кому-либо из играющих.
Усложнение. Просит назвать предыдущие и последующие числа.
«Игра с яблоками»
На полу, на большом расстоянии друг от друга, лежат обручи, в них цифры.
На подносе яблоки двух цветов.
Воспитатель спрашивает у детей, какое сейчас время года, месяц.
Сейчас мы поиграем с яблоками. Вы будете бегать под музыку. Как только она остановится, вы возьмете по одному яблоку. В них есть «семечки», посчитайте, сколько их, и встаньте около той цифры, которая соответствует количеству «семечек».
По сигналу дети отыскивают в обручах нужную цифру Около каждой цифры должно стоять по два ребенка, у которых яблоки разного цвета.
Проверьте друг друга: все ли правильно выполнили это задание?
Затем воспитатель спрашивает у детей, около какой цифры они стоят и почему?
Игру можно повторить, предварительно положив яблоки на стол.
Примечание. Когда дети стоят около цифры, не обращайте внимание на цвет яблок. Дети могут допускать ошибки при пересчете. Обменявшись яблоками, они уточняют свои действия и исправляют допущенные ошибки.
Сидя за столом
Перед каждым ребенком на столе «Математический набор» и счетные палочки. Воспитатель предлагает детям разложить цифры по порядку от 1 до 10.
На фланелеграфе пять желтых и на небольшом расстоянии от них четыре зеленых груши.
Посчитайте, сколько желтых и сколько зеленых груш. Выдвиньте две цифры, которые покажут, сколько каких груш. Поставьте между ними знак и прочитайте «запись».
Дети делают «запись»: «5>4, 5^4» и читают ее.
Примечание. Если дети сделают только одну «запись», то предложите им сделать еще одну.
После этого воспитатель предлагает выдвинуть из ряда любые две цифры, поставить между ними тот или иной знак и прочитать «запись».
Воспитатель спрашивает, у кого такая же «запись». Дети поднимают руки. Педагог предлагает сделать другую «запись». Сидящие за одним столом дети проверяют «записи» друг у друга.
Затем воспитатель дает задание: «Отсчитайте четыре палочки, сделайте квадрат, а рядом с ним сделайте квадрат из восьми палочек».
Вопросы детям:
как по-другому можно назвать квадраты? (Четырехугольники, многоугольники.)
какой квадрат больше?
Между квадратами поставьте знак, который покажет, в каком квадрате больше палочек, и прочитайте «запись».
Дети читают: «Четыре меньше восьми».
— А еще как можно прочитать, не считая палочки? (Маленький квадрат меньше большого.)
Воспитатель предлагает детям сначала убрать все палочки, а потом сделать из них любой многоугольник и назвать его.
Отгадай-ка
Ваня составил из палочек пятиугольник. Потом одну палочку убрал, а из остальных палочек составил другой многоугольник. Какой многоугольник получился у Вани?
Советы воспитателю
Если дети не смогут ответить, какой многоугольник получится, не спешите с ответом. Дайте им возможность подумать. Пусть дети выполнят это задание в свободное время.
Расскажите родителям о том, что в детском саду большое внимание уделяется развитию мелкой моторики. Посоветуйте им обращать на это внимание дома.
Работа с палочками, вязание на спицах, нанизывание бусинок на нитку, запускание волчка способствуют развитию мелкой моторики.