Цель: закрепление математических знаний, умений и навыков, расширение математического кругозора.
Задачи:
закрепить математические представления детей, используя логические упражнения и задачи;
уточнить знания о геометрических фигурах;
закрепить умение в ориентировке на листе бумаги, выполнять задания под диктовку;
закрепить знания о составе чисел в пределах 20;
развивать речь, память, внимание, навыки аналитической деятельности (сравнение, обобщение), вариативность мышления;
воспитывать интерес к математическим заданиям, умение понимать и самостоятельно выполнять учебную задачу;
воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Развивающая среда: надписи планет; цифры от 10 до 20; карандаши; знаки неравенства, равенства; листки белой бумаги для каждого ребенка; призы.
Ход ОД
Педагог: Ребята, я знаю, вы очень любите путешествовать. И я предлагаю вам совершить необычное путешествие. Куда хотите знать? Отгадайте загадку.
Океан бездонный, океан бескрайний,
Безвоздушный, тёмный и необычайный,
В нём живут вселенные, звёзды и кометы.
Есть и обитаемые, может быть, планеты.
Дети: Космос.
Педагог: Правильно, ребята. Мы сегодня отправимся в космос. Побываем на разных планетах. На этих планетах нас ожидают задания. Если вы правильно выполните все задания, то получите сувениры. Вы готовы отправиться в далекое путешествие?
Дети: Готовы.
Педагог: Как называют людей, которые летают в космос?
Дети: Космонавты.
Педагог: Мы с вами будем космонавтами, а путешествовать будем на ракете. Но для того, чтобы запустить двигатель космического корабля, нам нужно выполнить задание.
Задание 1. «Состав числа 7»
Педагог: Пристегнули ремни, запускаем двигатели. Вот мы с вами и летим. Пока летим, предлагаю поиграть в игру «Скажи наоборот».
Игра «Скажи наоборот».
Слева – справа
Впереди – сзади
Высоко – низко
Левый – правый
Широкий – узкий
Педагог: Вот и первая планета Венера. Эту планету человек иногда может увидеть с Земли в светлое время суток. На этой планете нас ждет задание.
Задание 2. «Чем отличается?»
Ребята, посмотрите, на карточке изображены геометрические фигуры, но каждая следующая фигура отличается от предыдущей. Нам с вами нужно определить, по каким признакам они отличаются.
(Дети выполняют задание.)
Педагог: Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием. Летим к следующей планете. Впереди планета Меркурий.
Вот Меркурий. И на нем все по-другому.
Он ближайший к Солнцу из планет.
Очень быстро там проходят годы,
А вот сутки… Сутки – вовсе нет.
Планета Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь.
Выполняя следующее задание, все космонавты должны быть внимательными.
Задание 3.
1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
2. Сколько рогов у трёх коров? (6)
3. На одной ноге петух весит 2 кг. Сколько петух будет весить на двух ногах? (2 кг)
4. Лена играет с подружками в прятки. Вдруг она замечает, что из-под перегородки виднеются 8 ног. Сколько детей играют в прятки? (5)
5. В живом уголке детского сада живут две канарейки и 5 рыбок. Сколько всего животных живут в живом уголке? (Ни одного.)
6. На столе лежало 3 груши, одну из них разрезали пополам. Сколько груш на столе? (3).
Педагог: Уважаемые космонавты, прошу всех занять свои места. Мы отправляемся на планету Марс. Планета эта спортивная, на ней мы с вами немного отдохнём.
Физкультминутка «Космос».
Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте)
В космос мы летим опять. (соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть)
Долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим. (ходьба на месте)
Педагог: Отдохнули немного, летим дальше. Вот и планета Юпитер, и здесь нас ожидает новое задание.
Задание 4. «Игры с числами».
1. Я задумала число, если из него вычесть 3, получится столько же. Какое число я задумала? (6-3=3)
2. Я задумала другое число. Если к нему прибавлю столько же, получится 4. Какое число я задумала? (2+2=4)
3. Задумано число. Если из него вычесть 6, получится 4. Какое число задумано? (10-6=4).
4. Задумано число. Если к нему прибавить столько же, получится 12. Какое число задумано? (6+6=12)
Педагог: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Летим дальше. Но что-то наша ракета не заводится. Давайте попробуем её завести.
Пальчиковая гимнастика.
В космосе сквозь толщу лет (Сжимают и разжимают пальцы.)
Ледяной летит объект. (Кулак поднимают вверх, наклоняются вправо,
Влево.)
Хвост его – полоска света, (Из второй руки «делают хвост» и «прикрепляют»
к кулаку.)
А зовут объект – «комета». (Сжимают и разжимают пальцы.)
Педагог: Мотор заработал. Берем курс на планету Сатурн. Еще одно задание.
Задание 5. «Математический диктант»
Педагог: Я вам буду называть геометрические фигуры, которые нужно начертить. Слушайте внимательно.
В правом левом углу начертите овал.
В центре – прямоугольник.
В нижнем левом углу – квадрат.
В нижнем правом углу – круг.
В левом верхнем углу – треугольник.
Педагог: И с этим заданием вы справились. Мы с вами посетим еще одну планету. Планету Плутон. Это самая холодная и очень маленькая планета. Вот вам задание.
Задание 6. «Сравнение чисел»
Педагог: В этом задании нужно сравнить числа. Что нужно сделать?
Дети: Вставить знаки «<», «>», «=».
Педагог: Совершенно верно.
19 и 19
3 и 9
20 и 6
7 и 8
0 и 9
4 и 4
17 и 14.
Педагог: Молодцы! Настоящие космонавты. Со всеми заданиями справились. А теперь возвращаемся домой. Как называется планета, на которой мы живем?
Дети: Земля.
Педагог: А чем наша планета отличается от всех других планет?
Дети: На нашей планете есть жизнь, реки, моря, воздух, растения, животные…
Педагог: Вот мы и дома, на нашей прекрасной планете Земля. Мы с вами совершили трудное путешествие. Выполнили столько много заданий. Вам понравилось наше путешествие? Я вижу по вашему прекрасному настроению, что вам понравилось наше космическое путешествие. Сегодня вы были настоящими космонавтами: смелыми, выносливыми, любознательными, любопытными, умными, сообразительными. На память о нашем путешествии всем нашим космонавтам вручаются призы.