Цель занятия: формирование элементарных математических представлений в игровой форме.
Задачи:
Обучающие:
- тренировать умение считать в пределах десяти в прямом и обратном порядке, умение составлять числовой ряд;
- закреплять знания о геометрических фигурах;
- закреплять умения детей правильно ориентироваться на плоскости листа.
Развивающие:
- развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность;
- тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование;
- развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные:
- воспитывать положительную мотивацию к игре, интерес к математике, уверенность в своих знаниях;
- воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Демонстрационный материал – игрушка Старичок-лесовичок, мяч, слайды с изображением цифр, слайды с изображением листьев и грибов, геометрические фигуры.
Раздаточный материал - карточки-цифры с 1 до 10; карточки с двумя свободными полосками, наборы грибов и листьев на каждого ребенка, карандаши, ½ альбомного листа с контурами геометрических фигур по количеству детей.
Методы и приемы: объяснение, пояснение, вопросы, показ, игровой прием, поощрение, педагогическая оценка.
Предварительная работа с детьми:
Закрепление знаний о геометрических фигурах с помощью различных дидактических игр.
Работа с детьми на закрепление знаний прямого и обратного счёта до «10».
В д/играх закреплялась ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
Ход занятия:
1 часть: вводная
Организационный момент.
Дети заходят в группу и встают в круг на ковре.
Воспитатель: Вы любите путешествовать? Сегодня Старичок-лесовичек (показ игрушки) нас приглашает в необычное путешествие по математическим тропинкам, он все тропинки в математическом лесу знает. Нам много придется сегодня пройти и много задачек решить по пути. Отправимся с ним в путешествие? Тогда давайте закроем все глазки и представим, что мы идем по красивому волшебному лесу, где порхают бабочки, цветут цветы и поют птицы… (звучит музыка).
2 часть: основная
Открыли глаза. Давайте ответим на вопросы старичка-лесовика:
(Д/игра с мячом: воспитатель кидает мяч ребенку и задает вопрос.)
- Какой сегодня день недели? (среда)
- А вчера, какой был день? Кто ответит? (вторник)
- Молодцы! После среды наступит …(четверг).
- А кто ответит, какие дни считаются выходными? (суббота, воскресенье).
- Сколько всего дней в неделе?
Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы!
(дети присаживаются за столы, звучит музыка)
А вот и первый привал. А называется он «Угадай - ка».
(На экране изображения цифр в разброс.)
здесь все цифры разбежались, на поляне заигрались, попрошу я всех ребят построить числа быстро в ряд!
(Дети должны выложить числовой ряд из карточек с изображением цифр от 1 до 10.)
Проводится проверка у доски: 1 ребенок работает у доски, остальные проверяют
- А сейчас давайте назовем цифры по порядку о 1 до 10, наоборот, от 10 до 1.
Групповой и индивидуальный счет в прямом и обратном порядке.
- А сейчас Старичок - лесовичок предлагает нам поиграть в игру «Угадай - ка».
Педагог называет число, дети находят и показывают соответствующую карточку с цифрой. (Самое маленькое число (1), самое большое число (10), число 3..7.. 5…; число, живущее между числами: 3 и 5, 6 и 8, 7 и 9; соседи чисел 4, 8, 3 и т.д.)
- Молодцы, ребята! Пойдемте за Старичком - лесовичком по тропинке дальше.
Следующий привал «Счетная полянка».
- Вы попали на прекрасную полянку, где растут грибы и кружатся на ветру листочки. (слайд с изображением грибов и листьев)
- Возьмите карточки и выложите на верхнюю полоску столько листочков, сколько изображено на картинке (6).
- на нижнюю полоску выложите столько грибов, сколько изображено на картинке (7).
- Сколько листочков вы выложили?
- Сколько грибочков?
- Чего больше? Чего меньше? На сколько?
- Молодцы, ребята! Пойдемте за Старичком - лесовичком по тропинке дальше.
Шли мы, шли, шли мы, шли, а вот и третий привал впереди. А называется он «Физкультминутка».
Физкультминутка
Хорошо мы все считали
И про числа рассуждали,
А теперь мы дружно встали,
Свои косточки размяли,
Ручками похлопали, раз, два, три,
Ножками потопали
Кулачками постучим,
Повернемся и молчим,
Мы друг к другу повернулись
И друг другу улыбнулись!
А теперь идем мы дальше по математической тропинке.
Долго-долго мы шли и на четвертый привал пришли, а называется он «Прятки».
Дети располагаются на ковре (на мольберте изображения геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал и прямоугольник).
- Старичок-лесовичок и его друзья геометрические фигурки хотят поиграть с нами в прятки. Но сначала давайте назовем эти фигуры. (показывает их, а дети называют).
Затем педагог говорит: «Ночь». Дети закрывают глаза, а он убирает одну фигуру. Педагог говорит: «День». Дети открывают глаза и показывают геометрическую фигуру, которой нет. И тогда педагог, возвращает фигуру на место.
Игра в прятки повторяется для всех геометрических фигур. Также можно просто поменять фигурки местами, не убирая их.
Молодцы! ……………. Дети проходят за столы.
- На столе у вас лежат карточки с изображением геометрических фигур. Вам нужно заштриховать прямыми линиями сверху вниз фигуру, которая находится в правом верхнем углу. (Один ребенок выполняет у доски.)
- Молодцы! Справились с заданием. (Дети проходят на ковер.)
Вот и подошло к концу наше путешествие по математическим тропинкам. Давайте закроем глаза и опять окажемся в нашем детском саду. (Звучит музыка.)
А кто скажет, где мы с вами путешествовали? Если у вас после путешествия хорошее настроение, вам было интересно, у вас все получалось, то поднимите «солнышко» (поднять руки, раскрыть ладошки), а если вы чувствовали себя неуютно, у вас что-то не получалось, тогда – «дождик» (опускаем кисти рук вниз).
Старичку-лесовичку тоже очень понравилось с вами путешествовать, и он на память о нашем путешествии дарит вам лесные шишки!