Цель: знакомство с числом и цифрой 9.
Задачи:
- закреплять умение считать до 9;
- закреплять умение устного счета в пределах 5;
- закреплять умение соотносить количество с соответствующим числом;
- закреплять пространственные отношения «над-под»;
- актуализировать знания детей о геометрических фигурах;
- закреплять умение сравнивать предметы по высоте и раскладывать их в убывающем порядке;
- тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- развивать внимание, память, речь через выполнение различных заданий;
- воспитывать умение работать самостоятельно, в парах, по подгруппам;
- воспитывать интерес к математическим заданиям, умение доводить начатое дело до конца;
Материал:
Игрушка бельчонка, корзина с грибами (4 гриба с заданиями, 9 грибов различных по высоте, 9 грибов различных по высоте с листьями на шляпках и травкой (усложненный материал); раздаточный материал: елочки, грибочки; математическая лестница, наглядный материал: елочки и грибы; карточки-смайлики, изображенные на цветном картоне в виде геометрических фигур: круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат; карточки с числовым рядом от 1 до 9.
Ход занятия:
(Дети садятся на стульчики полукругом.)
-Ребята, к нам сегодня пришли на занятие гости, давайте поздороваемся с ними. Это еще не все гости. К нам пришел еще один лесной гость, вот он.
- Здравствуйте, ребята! Я бельчонок, а зовут меня Пушистик. Я очень долго собирался к вам в гости и, вот, я, наконец, до вас добрался. Я этому очень рад. Поэтому у меня сегодня очень радостное и веселое настроение. Свое настроение я бы обозначил вот таким смайликом: радостным.
- Ребята, а у кого какое настроение? Каким бы смайликом вы обозначили свое настроение? (По желанию дети показывают свое настроение с помощью смайликов и объясняют свой выбор.)
- Ребята, а у кого такое настроение? (Грустный смайлик.) Я очень рад, что у вас хорошее настроение, а у кого грустное, мы надеемся, что после нашего занятия оно поднимется.
- К вам в гости я пришел не с пустыми лапками. У меня есть целая корзина сушеных грибов. Эти грибочки не простые, на них указаны различные задания для вас и мне очень бы хотелось с вами эти задания выполнить.
1 грибочек (устный счет).
(Дети стоят в кругу рядом с воспитателем.)
Я буду читать вам стихи-задачки, а вы должны дать на них ответ.
Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел:
Два - под березой,
Один - у осины.
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?
Четыре сороки пришли на уроки
Одна из сорок не знала урок
Сколько прилежно трудилось сорок?
- Молодцы. Сложно было?
Физкультминутка
Только в лес мы вошли
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем
Перед нами водоем
Прыгать мы уже умеем
Раз-два, раз-два
Позади теперь вода!
2 грибочек. (новый материал). (Дети садятся за столы.)
- Ребята, пока я думал с каким подарком к вам прийти в гости, я очень долго прыгал с веточки на веточку, с елочки на елочку. Мне понравилось несколько елочек в моем лесу, которые я подарю своим друзьям на новый год. Сейчас я ударю в ложки столько раз, сколько елочек я присмотрел, а вы с закрытыми глазами их потихоньку посчитаете. (ударяет 9 раз)
- Выложите у себя на столе в верхнем ряду столько елочек, сколько раз я ударил в ложки.
- Сколько елочек вы насчитали? (8) Значит сколько елочек надо поставить? (8)
- Ребята, проверьте друг у друга.
- Ариша, посчитай, сколько елочек я выставила на своей лесенке? (8)
- Какой цифрой обозначим число 8? (цифрой 8).
- Найди, Тимофей, цифру 8 в числовом ряду. (вывешиваю 8 отдельно).
- Ребята, на каждую елочку я повешу украшения. Посчитайте, сколько раз я ударю в бубен, столько грибочков я повешу на каждую елочку. Закрыли глазки. Считаем про себя. (8).
- Выложите вторым рядом под елочками столько грибочков, сколько раз я ударил в бубен.
- Сколько грибочков вы насчитали? (8)
- Значит сколько грибочков надо выложить? (8)
- Проверьте друг у друга.
- Аня, посчитай, сколько грибочков я выставила у себя на лесенке? (8)
- Что можно сказать о количестве елочек и грибочков? (Одинаково; столько же, сколько.
- Я нашел еще один грибочек. Добавьте один грибочек. Стало больше или меньше грибочков? (Больше.)
- На сколько грибочков больше, чем елочек? (на 1)
- А елочек стало меньше или больше? (меньше)
- На сколько елочек меньше, чем грибочков? (на 1)
- Итак, напомните мне сколько всего грибочков? (9)
- Какой цифрой можно обозначить число 9?
Цифра девять иль девятка,
Цирковая акробатка:
Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
- Это цифра 9. Как в стихотворении, которое написал С. Я Маршак, говорят про цифру 9? Кто такой «акробат»? Это человек, который выполняет сложные трюки (упражнения). Итак, число 9 мы обозначаем новой для нас цифрой 9.
- Вы такие молодцы. Давайте отдохнем. Выходите в кружок.
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Раз: подняться-потянуться
Два: согнуться-разогнуться
Три: в ладоши три хлопка, головою три кивка
На четыре руки шире
Пять: руками помахать
Шесть: на место тихо встать.
- А чтобы узнать, куда мы встанем дальше, давайте возьмем грибочек с заданием.
3 грибочек (работа в группах).
- У меня в корзиночке все грибочки перепутались. Помогите навести порядок.
- Сейчас, ребята, вы будете работать в двух командах. Я помогу вам разделиться. (Воспитатель делит на 2 команды: одна команда «послабее» ребятки, другие «посильнее».)
На двух столах лежат картинки грибочков разной высоты. В команде для «сильных» ребят на изображениях грибочков на шляпках - листья, которые могут спутать ребят при выполнении задания.
- Ваша задача: выставить грибочки по порядку от самого большого до самого маленького. (Проверка.)
- Сколько всего грибочков вы расставили? (9)
- Какой цифрой можно обозначить число грибочков? (9)
- с какой новой цифрой сегодня познакомились?
- И с этим заданием вы справились.
4 грибочек (дети садятся на стульчики на ковер полукругом).
- Ребята, мы с вами вернулись к смайликам, с которых мы начали наше занятие. Посмотрите внимательно на смайлики и скажите, что спрятано за этими рожицами? (Геометрические фигуры.)
- Какие фигуры там спрятаны? (По желанию вызываем детей, которые называют цвет и название фигуры) (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).)
- А кто знает, что это за фигура? (Трапеция.)
- На какой предмет похожа трапеция? (юбка, крыша дома…)
- Молодцы.
- Каким смайликом вы обозначили бы свое настроение сейчас?
- Ребята, мы с вами выполнили все задания. Молодцы. Какое задание вам больше понравилось? Что нового узнали на занятии? Что запомнилось?
- Спасибо вам, ребята, за вашу сообразительность, смекалку, терпение, старание. Я к вам еще приду в гости. Сейчас мне пора возвращаться в лес. До скорых встреч!