Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры.
1. Обучающие задачи:
продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать задачи, пользуясь знаками «+», «-», «=»;
закреплять умение выделять в задаче условие, вопрос, ответ;
закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10;
упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10;
продолжать учить составлять простые арифметические задачи;
закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки «>», «<», «=»;
совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры.
2. Развивающие задачи:
развивать внимание;
развивать логическое мышление, сообразительность, воображение;
развивать речь, умение аргументировать свои высказывания.
3. Воспитательные задачи:
1. воспитывать у детей самоконтроль и самостоятельность при выполнении заданий;
2. воспитывать усидчивость, умение слушать. воспитывать трудолюбие, усидчивость, активность, аккуратность, чувство коллективизма.
Методические приемы:
игровой (использование сюрпризных моментов);
наглядный (использование иллюстрации);
словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);
поощрение, анализ занятия.
4. Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал. Кукла Фея, мяч, плоскостные геометрические фигуры, карточки с цифрами, арифметическими знаками «>», «<», «=», панно «Ваза», 3 ромашки, 5 васильков, бабочки с вопросами, человечки из геометрических фигур.
Раздаточный материал. Листок бумаги в клетку, карандаши, карточки с геометрическими фигурами.
5. Предварительная работа. Подготовить раздаточный материал, демонстрационный материал.
Ход занятия:
1 часть
Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Крепко за руки возьмемся и друг другу искренне улыбнемся. Замечательно! Теперь, благодаря вашим улыбкам, наш день обязательно будет хорошим, принесёт нам много нового и интересного.
Воспитатель: - Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!
- А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте их подружим.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1,2,3,4,5 начинаем счёт опять.
5,4,3,2,1 дружно мы в кругу стоим!
Встали ровненько ребята,
Слушайте внимательно
Вы к занятию готовы?
Дети: Да!
Здравствуй, математика!
Воспитатель: Как вы считаете, математика предмет – интересный или нет?
- Почему вы так считаете?
Ответы детей.
Воспитатель: К нам в гости прилетела фея математики. Она приглашает вас отправиться в страну занимательной математики. Закрываем глаза. Фея взмахнет своей волшебной палочкой: «Раз, два, три, с феей лети!»
Воспитатель: Вот мы и в стране занимательной математики. Посмотрите, что приготовила для нас фея – мяч. (Дети стоят полукругом. Игровое упражнение «Назови число».)
Воспитатель: Вставайте в полукруг. Я бросаю мяч и даю задание, а вы отвечаете и передаете мяч назад.
- Назови предыдущее число числа 5.
- Назови последующее число числа 6.
- Назови число, равное числу 8.
- Какое число пропущено между числами 7 и 9?
- Назови число, большее на 1 числа 4.
- Назови число, меньшее на 1 числа 10.
- Какое число пропущено между числами 3 и 5?
- А теперь передаём мяч друг другу по очереди и называем цифры по порядку от 1 до10;
- Сейчас наоборот от 10 до 1;
2. Основная часть
Воспитатель: Молодцы! Справились с первым заданием.
- Посмотрите, на волшебной доске расположены карточки с цифрами: 3 и 4, 5 и 4, 7 и 7, 5 и 5, 7 и 8, 9 и 8, 6 и 6, 1 и 2. Еще здесь лежат карточки со знаками «>», «<», «=».
Птичка клювик повернула
Там, где больше вкусного,
А где меньше – отвернулась,
Ничего не скушала.
- Открытый клювик показывает на большее число, а уголочек – на меньшее число. Ребятки, предлагаю вам по очереди расставить знаки между числами, прочитать запись и обосновать свой выбор.
Дети: Три меньше четырех на один.
- Пять больше четырех на один.
- Семь равно семи.
- Пять равно пяти.
- Семь меньше восьми на один.
- Девять больше восьми на один.
- Шесть равно шести.
- Один меньше двух на один.
Воспитатель: Фея говорит, что вы молодцы!
- Фея просит вас закрыть глаза… Ой, посмотрите, какие забавные человечки живут в стране занимательной математики. Что в них необычного?
Дети: Человечки состоят из геометрических фигур.
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их?
Ответы детей.
Воспитатель: Человечки – озорники, разбросали геометрические фигуры по полу. Давайте поможем Фее навести порядок и соберем эти фигуры. По моей команде «Раз, два, три, за фигурами беги!»
Дети: Да, соберем!
Воспитатель: Молодцы! Давайте прикрепим их на доску. По очереди прикрепляйте, называйте свою фигуру. Сосчитайте, сколько углов и сторон у каждой из них.
Дети: - У квадрата 4 угла и 4 стороны.
- У прямоугольника 4 угла и 4 стороны.
- У треугольника 3 угла и 3 стороны.
- У трапеции 4 угла и 4 стороны.
- У круга нет углов.
Воспитатель: Фея предлагает вам подойти к столам. Посмотрите, на столах лежат лист бумаги и карандаши. Садитесь, давайте посмотрим, что это.
Дети: На листах бумаги изображены геометрические фигуры.
Воспитатель: Задание – надо закрасить четырехугольники зеленым цветом, круги синим, а остальные фигуры любым другим цветом. Приступайте.
- Сколько фигур закрашено одним цветом? Какой они формы?
Дети: Две фигуры. Одна квадратной формы, другая квадратной.
Воспитатель: Молодцы! Вы справились с заданием очень быстро. А пока вы выполняли задание Феи, она принесла для вас вазу с цветами.
(Игровое упражнение «Составим задачу»).
Воспитатель: А теперь вы должны сосредоточиться и быть очень внимательными. Мы с вами будем составлять и решать задачи.
- Давайте вспомним, из чего состоит задача.
Дети: Задача состоит из условия, вопроса, решения и ответа.
УСЛОВИЕ (то, что известно в задаче).
ВОПРОС (то, что нужно найти).
РЕШЕНИЕ (то, что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос).
ОТВЕТ (результат от ответа на поставленный вопрос).
Воспитатель: Если в вопросе есть слово «стало», то какой арифметический знак нужно поставить?
Дети: Надо поставить знак «+».
Воспитатель: Как называется арифметическое действие со знаком «+»?
Дети: Арифметическое действие со знаком «+» называется «сложение».
Воспитатель: А если в вопросе есть слово, «осталось», то какой арифметический знак нужно поставить?
Дети: Надо поставить знак «-».
Воспитатель: Как называется арифметическое действие со знаком «-»?
Дети: Арифметическое действие со знаком «-» называется «вычитание».
Воспитатель: Молодцы!
- В вазе стоят 3 ромашки и 5 васильков. Предлагаю вам составить задачу на сложение: «В вазе стояли три ромашки и пять васильков. Сколько всего цветов стояло в вазе?»
(Дети рисуют на доске модель решения задачи.)
Воспитатель: Как мы составили букет цветов?
Дети: Мы взяли три ромашки и пять васильков, соединили их вместе, и у нас получился букет цветов.
Воспитатель: С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?
Дети: Задачу будем решать с помощью арифметического действия – сложение.
(Дети повторяют задачу еще раз, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков и отвечают на вопрос.)
Воспитатель: Предлагаю решить задачу на вычитание. В вазе стояло восемь цветов, пять васильков переставили в другую вазу. Сколько ромашек осталось в вазе? С помощью какого арифметического действия будем решать задачу?
Дети: Задачу будем решать с помощью арифметического действия – вычитание.
(Дети повторяют задачу еще раз, записывают ее решение с помощью цифр и арифметических знаков и отвечают на вопрос.)
Воспитатель: Посмотрите, ребятки! На наши цветы прилетели бабочки. Это Фея приготовила для вас новое задание.
(воспитатель читает вопросы на бабочках, дети отвечают).
- Сколько времён года?
Дети: 4 времени года.
Воспитатель: Сколько месяцев у каждого времени года?
Дети: У каждого времени года 3 месяца.
Воспитатель: Сколько месяцев в году?
Дети: В году 12 месяцев.
Воспитатель: Сколько недель в каждом месяце?
Дети: В каждом месяце 4 недели.
Воспитатель: Сколько дней в неделе?
Дети: В неделе 7 дней.
Воспитатель: Какой сегодня день недели?
Сегодня вторник.
Воспитатель: А вы знаете, что жители страны занимательной математики каждый день заняты определенным делом. Повторяйте за Феей и за мной.
Физкультминутка: «Вспомним названия дней недели».
В понедельник мы купались, (изображают плавание)
А во вторник рисовали, (изображают рисование)
В среду долго умывались, (умывание)
А в четверг в футбол играли. (бег на месте)
В пятницу мы прыгали, бегали, (прыгают)
Очень долго танцевали, (кружатся на месте)
А в субботу, воскресенье целый день мы отдыхали (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Фея снова приглашает вас пройти к столам и сесть на свои места. Новое задание. Хотите узнать, кто охраняет жителей страны занимательной математики?
Дети: Хотим узнать!
Воспитатель: Чтобы узнать ответ, необходимо выполнить следующее задание. Мы с вами будем рисовать по клеточкам под мою диктовку.
- Ребята, у каждого на листочке в клеточку стоит красная точка. От этой точки мы будем работать дальше:
1) 1 клетку вправо,
2) 3 клетки вниз,
3) 3 клетки вправо,
4) 2 клетки вверх,
5) 2 клетки вправо,
6) 1 клетку вниз,
7) 1 клетку влево,
8) 3 клетки вниз,
9) 6 клеток влево,
10) 1 клетку вверх,
11) 1 клетку вправо,
12) 2 клетки вверх,
13) 1 клетку влево,
14) 1 клетка вверх,
15) 1 клетку вправо,
16) 1 клетку вверх/
Воспитатель: Кто ребята у вас получился? Кто же охраняет страну?
Дети: Собачка.
Воспитатель: Правильно! Что делает собачка?
Дети: Собачка лежит.
3 часть. Подведение итогов.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Молодцы, все задания выполнили правильно! Кто ответит мне на вопрос: математика предмет – интересный или нет?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, какое задание больше всего вам понравилось?
- Какое было самым легким?
- Какое трудное?
- Кто считает, что он занимался хорошо?
Ответы детей.
Воспитатель: Мне понравилось, что вы были настойчивыми, внимательными, сообразительными. Давайте поблагодарим Фею страны занимательной математики за увлекательную прогулку.
Дети: Спасибо!
Воспитатель: Вставайте в круг, беритесь за руки, закрывайте глаза. Сейчас Фея взмахнет своей волшебной палочкой… «Раз, два, три, в садик «Улыбка» обратно вернись…
- Вот мы и вернулись.
Воспитатель: А сейчас покажите, какое у вас настроение.
Ответы детей.
Воспитатель: У меня тоже хорошее настроение от того, что вы много знаете и такие молодцы!