Цель: формирование навыков практического применения элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о днях недели, времени суток;
- закрепить счет до 20;
- формировать умение различать количественный и порядковый счет в пределах до 10, правильно отвечать на вопросы сколько, какой по счету;
- состав числа из двух меньших;
- закрепить умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков <, >, =;
- закрепить умение составлять и решать математическую задачу на сложение и вычитание;
- упражнять в ориентировке на листе в клетку;
- закрепить знания детей о геометрических фигурах;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.
Развивающие:
- развивать память, мышление, внимание;
- вызвать радостное эмоциональное настроение через разные виды деятельности.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, интерес математике.
Материалы и оборудование: морские ракушки, карточки - морские звезды с заданиями, плакат с рыбками, фигурки осьминогов, кораллы, картинки дельфинов, сундук, наборы геометрических фигур, изображения цифр и знаков <, >, =; листы в клетку, звездочки, шапочки матросов и капитана.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о морских обитателях, беседы, решение задач, дни недели, части суток.
Методы и приемы: игровой (сюрпризный момент); словесный (художественное слово, вопросы, беседа, объяснение); наглядный (демонстрационный материал); анализ занятия; поощрения.
Ход занятия
Дети входят в группу.
Педагог: - Утром на полке, где были игрушки
Вдруг оказалась большая ракушка.
Внутри нее тихо шумит прибой,
И шепчется ветер с морскою волной.
- Ребята, как вы думаете, почему здесь у нас появилась ракушка? (Ответы детей.)
- Давайте, отправимся с вами в путешествие. В какое путешествие приглашает нас ракушка? Если оно по морю, значит, оно …. (морское).
- Собирайтесь дети в круг!
В круг широкий, вижу я встали все мои друзья!
Мы сейчас пойдем налево, а потом пойдем направо,
В центре круга соберемся, и на место все вернёмся!
Улыбнемся, подмигнем, путешествовать начнём!
- Перед увлекательным путешествием нам нужно оставить сообщение, когда и в какое время суток мы вернемся.
- Давайте вспомним, какие вы знаете дни недели? (Ответы детей.)
- Сколько дней в неделе?
- Назовите рабочие дни недели?
- Назовите выходные?
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели будет завтра?
- Сколько частей в сутках?
- Назовите части суток, которые вы знаете?
- Мы отправляемся сегодня после завтрака, значит в какое время суток?
- Приплывем завтра после обеда, значит, вернемся, в какое время суток?
- Ребята, а на чем мы можно отправиться в увлекательное путешествие по морю? (Ответы детей.)
-Правильно, на корабле. Ну, раз мы можем отправиться в путешествие на корабле, я предлагаю вам сейчас приступить к строительству.
(На столе лежат наборы геометрических фигур, из которых дети строят плоское изображение корабля.)
- Молодцы справились с работой, транспорт готов.
- Какие геометрические фигуры вы использовали? (Ответы детей.)
- Наш корабль готов к отплытию, можно отправляться в путешествие.
Педагог: - Ребята, как называют самого главного на корабле? (Капитан.)
- Кто его помощники? (Матросы.)
Педагог: - Я буду капитаном, а вы матросами (Одеваем шапочки.)
- Матросы, слушай мою команду. По порядку номеров, начиная с первого - рассчитайся! Сколько матросов на корабле? (Ответы детей.)
- Итак, на борту корабля 15и матросов и капитан. Всем занять свои места. Поднять якорь, отдать швартовый. Плаванье начинается.
- Посмотрите, справа от нас проплывает стая рыб. Давайте посчитаем сколько их? (Счет до 20.)
- Красная рыбка, какая по счету?
- Синяя рыбка, какая по счету?
- Какая по счету черная рыбка?
- Какая по счету желтая рыбка?
- Очень хорошо. Плывем дальше. Посмотрите, какие красивые морские звезды. Да они не простые, а с заданием, давайте попробуем решить эти задания.
Игра «Молчанка».
(Дети решают примеры, ответ показывают цифрой.)
И вот наш корабль плывёт по морским просторам. Всем матросам встать с мест. Оглянитесь назад всё дальше и дальше мы отплываем от берега.
Но, что это наш корабль наклоняет влево! (Наклон влево.)
А сейчас вправо! (Наклон вправо.)
(Наклон вперед, назад.)
- Поплыли дальше. Посмотрите это семейка осьминогов. Осьминоги плавают стаями. Они перепутались и не знают, в какой стае их больше, помогите поставить нужный знак. А у себя выложите количество осьминогов цифрами и поставьте нужный знак.
- Один осьминог переплыл в другую стаю. Теперь они не знают где их меньше.
- Как их можно уровнять и какой знак поставить?
- Ребята, а сейчас нам предстоит выполнить задание на листочках. Чтобы узнать, кто повстречался нам на пути, выполним графический диктант:
- Соедините точки, по порядку начиная с маленького числа. Что получилось?
(Получится изображение «морского конька».)
Что бы продолжить наше путешествие с новыми силами, давайте немного отдохнём. (Физминутка.)
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила:
"Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево,
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка,
Головою два кивка".
-Поплыли дальше. Ребята, смотрите слева от нас красивые кораллы.
- Это кораллы - задачки, давайте их решим.
(Решение задач, работа со счетными палочками.)
1) В море плавало 5 медуз. К ним приплыла еще одна. Сколько медуз плавало в море?
2) На морском дне лежало 7 жемчужин, одну жемчужину поймали. Сколько жемчужин осталось на морском дне?
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
Вновь, играя и шаля,
Перед носом корабля
Среди волн мелькают спины,
Мчатся шустрые… (Дельфины!)
Педагог: Придумайте задачу про дельфинов.
(Дети выполняют задание.)
- Готовы? Один из детей задает задачу, а другие – отвечают (придумать 2-3 задачи).
- Молодцы. Справились с заданием. Отправляемся дальше.
- Смотрите перед нами затонувший сундук, как же нам его достать? (Ответы детей.)
- Забросим сеть и достанем сундук.
- Ребята, прежде чем заглянуть в сундук, нам нужно отгадать его код. Давайте попробуем (состав числа: 7, 6, 8).
Вот мы и справились с заданием, расшифровали код. В сундуке находятся звездочки.
- Ну вот, ребята, наше морское путешествие закончилось.
На память о нём, возьмите из сундука каждый по вот такой морской звезде. Это волшебные звезды, они будут напоминать вам о нашем необычном путешествии.
- Итак, мы сегодня побывали в морском путешествии, во время которого нам пришлось выполнять задания.
- Понравилось вам путешествие?
- Какие задания в этом путешествии вам было выполнять труднее всего?
- При выполнении, какого задания вы не испытывали трудностей?
- Что бы вам хотелось повторить?
- Чему ещё хотелось бы поучиться?