Цель:
1. Учить детей конструировать из палочек Кюизенера по образцу; продолжать учить решать логические задачи на разбиение по свойствам (блоки Дьенеша);
2. Совершенствовать навыки в определении цвета; развивать логическое мышление. Закреплять понятия «длинный», «короткий». Способствовать развитию речи;
3. Воспитывать интерес к занятиям по математике, приветливое отношение друг к другу.
Словарная работа: закрепить произношение звука «ч», чух – чух;
Оборудование
1.Демонстрационный материал: образец – схема паровозика, зайчик – игрушка, чудо – дерево, разноцветные шары, загадки, стихи, обручи красного и синего цвета ;
2.Раздаточный материал: палочки Кюизенера, блоки Дьенеша по количеству детей; по 4 круга - колеса для поезда.
Индивидуальная работа: закрепить счет с Маратом до 4, с Кириллом закрепить цвет.
Методические приемы: мотивация, наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, динамическая пауза, проблемная ситуация,игровой метод, музыкальное сопровождение, звуковая культура, загадки, стихи, использование инструкций,
Предварительная работа: Конструирование машин из палочек Кюизенера, игра «Новогодние ёлочки», игра «Найди по цвету»
Ход занятия
Проблемная ситуация. Дети стоят полукругом
Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам хочет прийти интересная игрушка – зверушка, но появится этот гость только тогда, когда вы разгадаете загадку о нем. Ну что попробуем?»
Дети: «Да, попробуем».
Воспитатель: «Слушайте внимательно, отвечайте дружно".
Загадка:
Комочек пуха
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку
Кто это?(зайчик)
Дети: «Это зайчик»
Воспитатель: «Молодцы ребята, отгадали загадку! Это действительно зайчик, а пожаловал он к нам из сказочного леса и хочет поближе познакомиться с нами. Будем знакомиться?»
Дети: «Да, будем знакомиться»
Появляется зайчик. Воспитатель держит его в руках.
Зайчик: «Здравствуйте ребята!»
Дети: «Здравствуй зайчик!»
Воспитатель: «Ребята, Зайчик предлагает нам поиграть в паровозик. Вы согласны?»
Дети: «Мы очень хотим поиграть с Зайчиком».
Воспитатель: «Но вот незадача, у нас нет паровозика»
Зайчик: «Ребята, давайте построим паровозик из волшебных палочек»
Воспитатель предлагает детям пройти за столы
Воспитатель выставляет схему вагончика без паровоза.
Воспитатель: «Ой, что же это такое, посмотрите?»
Дети: «Это вагончик»
Воспитатель: «Правильно ребята, это вагончик. Давайте будем строить его»
Воспитатель: «Перед вами находятся наборы палочек, чтобы построить вагончик. Возьмите, пожалуйста, две палочки фиолетового цвета и две палочки розового цвета»
Дети выбирают палочки по цвету, а воспитатель проверяет выполнение задания.
Воспитатель: «Давайте положим одну длинную палочку как показано на схеме, теперь приложите сверху короткую полочку с одного конца длинной и с другого как на рисунке. сверху положите на розовые палочки длинную палочку, как на схеме. Посмотрите, как это сделано на рисунке.
Зайчик: «Молодцы ребята, какой хороший вагончик получился».
Воспитатель: «Ребята, а может вагончик путешествовать сам? Что для этого надо?»
Дети: «Паровозик!»
Воспитатель: «Молодцы!»
Воспитатель выставляет схему паровозика на доску.
Воспитатель: «Давайте построим паровозик. Возьмите одну фиолетовую и одну розовую палочку. Взяли?»
Дети: «Да»
Воспитатель: «Теперь возьмите две красных палочки и два белых кубика»
(индивидуальная работа)
Воспитатель: Сколько, Кирилл, ты взял красных палочек?»
Ребёнок: «Я взял две красных палочки».
Воспитатель: «Молодцы! Положите красную палочку, к ней снизу присоедините фиолетовую. Теперь возьмите самую короткую палочку и присоедините её к красной палочки сверху. Теперь к нижнему углу розовой палочки присоедините красную палочку. Ребята получается?»
Дети: «Да».
Воспитатель: «Посмотрите, нам надо заполнить пространство между красной и фиолетовой палочкой, для этого возьмем белый кубик и присоединим к нему ещё один белый»
Зайчик: «Ой, какие молодцы!»
Воспитатель: «Посмотрите, какой паровозик у нас получился, но что-то не хватает, чтобы отправиться в путешествие».
Дети: «Колёс»
(Индивидуальная работа)
Воспитатель: «У вас на тарелочках есть геометрическая фигура. Как она называется Алина?»
Ребенок: «Эта геометрическая фигура называется круг».
Воспитатель: «Возьмите круги и сделайте колёсики своим паровозикам».
Воспитатель ходит и проверяет выполнение задания (Индивидуальная работа)
Воспитатель: «Марат, посчитай, сколько колёс у паровозика?»
Ребёнок: «Один, два, три, четыре: у меня четыре колеса».
Зайчик: «Ой какой молодец! (Дифференцированный подход)
Воспитатель: «А кто может посчитать, сколько палочек использовали для постройки паровозика?» Дети считают.
Дети: «Для постройки паровозика использовали десять палочек".
Зайчик: «Молодцы! А теперь становитесь друг за другом и в путь-дорожку».
Воспитатель: «Побыстрее торопитесь и в вагончики садитесь».
Динамическая пауза (музыкальное сопровождение)
Время приближается, поезд отправляется
Загудел паровоз и вагончик повез
Поезд едет, колёса стучат,
А в поезде этом ребята сидят
Чух-чух-чух-чух- пыхтит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повёз.
Воспитатель замедляет движение.
Воспитатель: «Посмотрите, что же это?»
Дети: «Ответы детей».
Воспитатель: «Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт,
Ни листочка на нём,
Ни цветочка на нём,
А разноцветные шарики.
Давайте отдохнем возле чудо -дерева».
Дети садятся на коврик полукругом.
Зайчик: «Ребята, чудо-дерево приготовило нам задания. Готовы к их выполнению?»
Дети: «Да, готовы!»
Воспитатель: «Сорви Вероника шарик».
Ребёнок срывает шарик.
Воспитатель: «Тут у нас загадка».
Загадка: Оранжевый спрятан корешок
Сверху виден лишь вершок
А подцепишь ловко-
И в руках (морковка)
Дети: «Морковка».
Воспитатель: «Молодцы! Кирилл сорви ещё один шарик. Каким он цветом?»
Ребёнок: «Я сорвал шарик зелёного цвета».
Зайчик: «Ой, а это моя любимая загадка».
Загадка: Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи
Меня в них ищи. (Капуста)
Дети: «Капуста»
Воспитатель предлагает сорвать ещё один шарик.
Воспитатель: « Ребята, чудо-дерево предлагает сыграть в игру. «Распредели по цвету». Будем играть?»
Дети: «Да будем»
Воспитатель: «Сейчас я вам предлагаю взять себе любую геометрическую фигуру из корзины».
Дети выбирают фигуры (блоки Дьенеша) и встают на место. На пол воспитатель кладет два разных обруча - синий и красный; обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.
Воспитатель: «Ребята зайчик предлагает вам расположить блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все синие блоки, а внутри красного все фигуры должны быть красные, а между ними все остальные».
Дети начинают выполнять задание. Воспитатель проверяет выполнение. После выполнения дети отвечают на вопросы.
(Индивидуальная работа)
Воспитатель: «Вероника, посмотри и скажи, какие блоки лежат внутри обоих обручей? (между красным и синим)»
Ребёнок: «Между красным и синим обручем лежат желтые геометрические фигуры»
Воспитатель: «Хорошо! А у тебя Артём, какая была геометрическая фигура. Каким цветом ?»
Ребёнок: «У меня был синий квадрат».
Воспитатель: «Куда ты его положил?»
Ребёнок: «Я его положил в синий обруч».
Зайчик: «Молодец какой!»
Воспитатель: «Хотите ещё сыграть?»
Дети: «Хотим».
Дети снова берут блоки. Воспитатель меняет задание
Воспитатель: «Положите в синий обруч только синие треугольники, а в красный круг все красные фигуры, а остальные фигуры разместите внутри обоих обручей».
Дети выполняют задание.
(Индивидуальная работа)
Воспитатель: «Почему, Саша, ты положил свою фигуру в синий обруч?»
Ребёнок: «Потому что, она синяя и треугольная».
Зайчик: «Правильно! Молодец! Ребята, к сожалению, мне пора прощаться. До свидания».
Дети: «До свидания».
Воспитатель: «Детки, понравилась вам играть?»
Дети: «Понравилась».
Воспитатель: «Что именно вам понравилось?»
Ответы детей.
Воспитатель: «Ребята, и мне понравилось сегодня, как вы играли. Мы обязательно с вами продолжим наше путешествие на весёлом паровозике. А теперь поезд отправляется, прошу занять места!»
Дети вместе с воспитателем покидают группу. (Под музыкальное сопровождение)