Программное содержание:
- систематизировать знания о составе чисел первой пятерки чисел из двух меньших;
- продолжать учить решать задачи на нахождение суммы с опорой на наглядность;
- закреплять умение измерять длину с помощью условной мерки;
- закреплять умение подбирать геометрические фигуры по трем свойствам;
- развивать внимание, наглядно-образное и логическое мышление;
- развивать мелкую моторику рук;
- формирование навыка работы в парах и подгруппах.
Материал: игровое поле, фишка, кубик; картинки с изображением животных: ежа, зайца, лисы, мыши; карточки-цифры, карточки-знаки; карточки-шифровки с примерами; картинки с изображением морковок для демонстрации; геометрические фигуры; условные мерки, картинка с изображением норки и ходов.
Ход занятия
- Ребята, мы с вами продолжаем путешествие по стране Знаний. Кто сегодня будет героями этой страны, вы узнаете, если правильно назовете лишнее в ряду слово:
бабочка, комар, заяц, пчела
собака, корова, лиса, баран
воробей, крот, ворона, синица.
- Вы догадались, кто наши герои? (дикие животные)
- А путешествовать мы будем по лесной цифровой тропинке с помощью кубика и ходика (фишка).
Дети по очереди бросают кубик, передвигаются по игровому полю, останавливаются у первого героя (картинка перевернута).
- Что же это здесь за зверь?
Угадайте поскорей!
Вы на руки посмотрите,
Лесного зверя назовите.
Дети узнают зверя по движениям рук педагога, изображают сами (упражнение «Ежик»: ладони соединить, прямые пальцы выставить). Педагог переворачивает картинку с изображением ежика.
- Ежик приготовил нам следующее задание (задание выполняется на магнитной доске). Мы должны узнать, какие лесные звери живут в этих домиках. А узнать это мы сможем только в том случае, если правильно посчитаем. Получив ответ, нужно вместо цифры подставить соответствующую ей букву и прочитать получившиеся слова (задание выполняется подгруппами)
А |
Л |
И |
С |
А |
Я |
З |
Ц |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 - 3= … 5 – 2=…
3 - 2=… 4 – 3= …
1 +3=… 1 + 1=…
2 +1=… 2 + 2=…
- Вы справились с заданием ежика и узнали, что в домиках живут лиса и заяц, с которыми мы можем встретиться на лесной тропинке. Вспомните, героями каких сказок являются лиса и заяц? (ответы детей) Отправляемся дальше в путешествие по лесным тропинкам.
Дети бросают кубик, передвигаются по полю, останавливаются у следующего героя, узнают его по движениям рук педагога, изображают сами (упражнение «Зайчик»: вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и средний соединить). Снова переворачивают картинку.
- Зайчик предлагает нам решить задачу:
По дороге на полянку
Две морковки зайка съел.
На пенек потом он сел
Три еще морковки съел.
Ну-ка, быстро сосчитай-ка,
Сколько съел морковок зайка.
- О ком эта задача?
- Что ел зайка?
- Сколько морковок съел зайка сначала?
- Сколько морковок съел потом?
- Как называется эта часть задачи? (Условие – то, что мы знаем.)
- Какой вопрос в задаче?
- Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько морковок всего съел зайка? (Сложить).
- Составьте решение с помощью цифр и знаков. (2+3=5)
- Какой ответ на вопрос задачи? ( Зайка съел 5 морковок.)
- Мы помогли зайке решить задачу и теперь можем отправляться в путешествие дальше.
Следующий герой лиса (упражнение «Лиса»: соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец поднят вверх).
- Лиса предлагает нам поиграть в игру «Найди свою норку» (на полу разложены геометрические фигуры - блоки Дьенеша).
Дети встают у соответствующей фигуры по сигналу педагога.
- Встань у некруглой, некрасной, большой фигуры. - Встань у неквадратной, незеленой, немаленькой фигуры. И т.п.
- Лиса благодарит вас за игру, а нам нужно отправляться дальше. Нас ждет последний герой чудесной страны математики.
Следующий герой мышка (упражнение «Мышка»: средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному).
- Ребята, мышка просит помочь своему другу кроту. Крот прорыл в свою кладовую множество ходов, а вот самый короткий найти не может. Мы можем помочь кроту, измерив его ходы с помощью мерки.
Дети работают в парах: один измеряет, другой подсчитывает, сколько раз уложилась мерка.
- Вы справились с заданием, и теперь крот сможет быстро добраться до своей кладовой. А наше путешествие подошло к концу. С какими героями страны математики мы с вами встретились сегодня? (дети перечисляют). Мы прощаемся с нашими героями, но не прощаемся со страной Знаний, по которой нам предстоит совершить еще много разных путешествий.