Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Действующие лица: взрослые — ведущая, Арина Родионовна; дети — три девицы, Царевич, Старик, Белочка, Золотая рыбка.

Элементы костюмов: Золотая рыбка — корона, золотистый купальный костюм, плавники бежево-коричневого цвета (кисти рук и предплечья); Старик — полотняная одежда, борода, шапка; Белочка — коричневый комбинезон, шапочка, юбочка, варежки; Царевич — белая расшитая рубаха, пурпурная мантия; три девицы — русские сарафаны, Головные повязки; Арина Родионовна — длинная темная юбка, полотняная длинная рубаха, на Голове повой, сверху платок; ведущая — 1-я часть праздника — длинное платье; дополнение ко 2-й части (бал) — кружевная накидка, веер, перчатки; дополнение к 3-й части (салон) — шляпка, перчатки, пелерина.

Бальные костюмы детей: девочки — белые платья, кружевные юбки поверх платьев, собранные «маркизами»; мальчики — черные брюки, белые рубашки, «бабочки».

Оформление зала: на центральной стене зала — силуэт А. С. Пушкина. По всему залу размещены куклы в рамках, на них костюмы пушкинского времени — бальные, костюмы для прогулок и военный гусарский костюм (исполнены техникой бумажной пластики с использованием различных видов бумаги).

По обе стороны центральной стены расставлены декорации к инсценировкам сказок А. С. Пушкина: ширма с изображением моря и бочки, мчащейся по волнам.

Уголок Арины Родионовны — прялка и стол, на котором стоит зажженная свеча.

Атрибуты: невод, ленточки голубые и зеленые, рамки для ткачества, ветки березы, легкие шарфы.

До прихода участников праздника в зал включается запись любого вальса А. Грибоедова.

Дети в бальных костюмах у входа в зал встречают гостей праздника, вручая им приглашение — программу (в виде веера — для женщин, в виде цилиндра — для мужчин).

В зал входят участники праздника — дети и их родители, занимают места на стульчиках и стульях.



Ведущая. Мы не можем себе представить нашу жизнь без творчества великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его сказки известны и любимы нами уже с детства. Пушкин жил и в Санкт-Петербурге.

Дети. Санкт-Петербург — гранитный город,

Взнесенный словом над Невой,

Где небосвод давно распорот

Адмиралтейскою иглой.

Как явь, вплелись в твои туманы

Виденья двухсотлетних снов.

О, самый призрачный и странный

Из всех российских городов!

Недаром Пушкин и Растрелли,

Сверкнувши молнией в веках,

Так титанически воспели

Тебя — в граните и в стихах.

И майской ночью в белом дыме,

И в завыванье зимних пург

Ты всех прекрасней — несравнимый

Блистательный Санкт-Петербург.

(Н. Огнивцев.)



Исполняется любая песня о Санкт-Петербурге, например «Загадочный город», музыка и слова Л. Гусевой.

Ведущая. В доме на набережной реки Мойки поэт некоторое время проживал со своей семьей. Район, где расположен дом, очень удобен и красив. Все рядом — дворец (который теперь называют Зимним) и Невский проспект.

Стихотворения читают дети:

1-й ребенок. Звенят проспекты и бульвары,

И в бесконечности ночей

На влажных плитах тротуара

Дробится отсвет фонарей.

(В. Рождественский)

2-й ребенок. Опять на площади Дворцовой

Блестит колонна серебром.

На гулкой мостовой торцовой

Морозный иней лег ковром.

(В. Рождественский)

3-й ребенок. Кумир с простертою рукой

Сидел на бронзовом коне...

Какая дума на челе!

Какая сила в нем сокрыта!

А в сем коне какой огонь!

Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

(А. С. Пушкин.)



Ведущая. Есть в Петербурге еще дом, известный тем, что в нем жил А. С. Пушкин,— дом на улице Пантелеймоновской, которая выводит нас прямо к Летнему саду.

Летний сад!

Ребенок.

Лебяжья канавка... Фонтанка... Нева...

Меж ними — деревья, густая листва,

И лебеди плавно скользят по пруду

В Летнем саду.

(С. Фогельсон.)



Ведущая. Все было мило его сердцу: и красавица Нева, и Фонтанка, и Лебяжья канавка, и прохлада тенистых аллей Летнего сада. Как знать, может, прогулки по Летнему саду помогали придумывать поэту сказки. Многие из них были записаны в доме на улице Пантелеймоновской.

Первые сказки А. С. Пушкин услышал от няни. Ах, какая она была мастерица рассказывать сказки и петь песни! Звали ее Арина Родионовна.

А кто он ей?

Не сын, не внук —

Дитя господское. И все же

Арина чуяла: барчук

Ей был на свете всех дороже.

Все ребятишки хороши,

Дай Бог им крепкого здоровья!

Во всех не чаяла души.

Но этот был ее любовью.

И не к нему ль во всяку ночь

Арина шла со сказкой складной?

Весьма до сказок был охоч

Ее питомец ненаглядный.

(Т. Веселова.)



Давайте попробуем представить, как Арина Родионовна сказки рассказывала.

В зал входит Арина Родионовна.

Арина Родионовна. Здравствуйте, детушки мои разлюбезные. Расскажу я вам о тех временах, когда Александр Сергеевич был еще совсем малым дитятей. Поведу, бывало, Сашеньку гулять, да о каждой птичке, каждом деревце ему рассказываю, радуюсь вместе с ним. Какая кругом красота! А то и песенку спою. Сегодня вам песенку споет моя маленькая подруженька — Катеринка.

Выходит Катеринка — девочка подготовительной группы в русском сарафане и исполняет украинскую народную песню «Птичка» в обработке П. И. Чайковского[16].

Арина Родионовна. Между собой тогда богатые люди говорили по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. И все же Александр Сергеевич больше со мной любил поговорить.

Бывало, начну ему сказку сказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить.

Катеринка. Нянюшка, расскажите нам сказку.

Арина Родионовна садится за прялку и начинает свой рассказ.

Арина Родионовна. Ну что ж, слушайте сказку и помогайте мне ее рассказывать. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были три девицы. А красавицами были они какими! Бывало, весной только травка зазеленеет, цветочки распустятся, наденут они яркие сарафаны да и заведут хоровод.

Входят три девицы с ветками и приглашают всех в хоровод. Взрослые образуют внешний круг, дети — внутренний. Исполняется любой весенний хоровод, например хоровод «Весна-красна» в обработке И. Якушиной.

После хоровода ветки ставят в вазу, девицы берут ткацкие рамки, садятся на стульчики рядом с Ариной Родионовной и заводят разговор (из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина).

Арина Родионовна.

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

1-я девица. «Кабы я была царица,—

Арина Родионовна.

Говорит одна девица,—

1-я девица. То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

2-я девица. «Кабы я была царица,—

Арина Родионовна. Говорит ее сестрица,—

2-я девица. То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

3-я девица. «Кабы я была царица,—

Арина Родионовна.

Третья молвила сестрица,—

3-я девица. Я б для батюшки-царя

Родила богатыря».



Три девицы исполняют любую колыбельную, например песню «Звездочки», музыка и слова Л. Гусевой.

Арина Родионовна. Царь женился на меньшой, а вскоре уехал воевать. А ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой, завидуя невестке, царице, решили ее погубить. Царица тем временем родила чудного мальчика. Послала известить о том царя. Но сватья Бабариха задержала гонца на дороге, подменила письмо, в котором написала, что родила царица неведому зверушку. Царь опечалился, но с тем же гонцом повелел дождаться его приезда для законного решения. Бабариха опять подменила письмо и написала повеление: «Царицу с сыном посадить в бочку и бросить их в море». Так и сделали.

Звучит фрагмент «Море» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Из-за декорации «море», в вырезанном отверстии дна бочки появляется мальчик подготовительной группы, исполняющий роль царевича.

Царевич. Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли —

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!

Арина Родионовна.

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько...

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

Царевич. «Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?»

Арина Родионовна.

Молвил он.

Вышиб дно и вышел вон.



Обручи лопнули, они вышли на землю. Сын решил построить город. С благословения матери город был построен. И много чудес было в том городе!

Вот оно чудо! Помните пушкинские стихи про белку?

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра — чистый изумруд;

Слуги белку стерегут.



Звучит фрагмент «Город Леденец» из оперы «Сказка о царе Салтане» (аудиозапись). Девочка в костюме Белочки исполняет танец-импровизацию с погремушками.

Арина Родионовна. Ай да белка, пляшет и поет! Чудо, да и только!

Ведущая. Сказки, услышанные от Арины Родионовны, Александр Сергеевич Пушкин записывал в специальную тетрадь, которая называлась дневником. Само название тетради подсказывает ее назначение. Поэт ежедневно записывал в дневник наиболее яркие впечатления прошедшего дня. Открывается тетрадь стихами:

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.



Внимательно слушайте, о чем я буду говорить, и попробуйте вспомнить названия сказок.

Ведущая проводит конкурс, предлагая детям по следующим фразам назвать сказки А. С. Пушкина: «Некоторый царь задумал жениться», «Поп поехал искать работника», «Царевна заблудилась в лесу» (могут быть и другие фразы). Победителям конкурса Арина Родионовна раздает призы — открытки, выполненные техникой аппликации, с сюжетами сказок поэта.

Ведущая. Да, удивительные сказки писал Александр Сергеевич Пушкин — добрые, веселые. Мы продолжаем хоровод сказок.

Звучит шум моря (аудиозапись). Из-за ширмы с изображением моря выходит мальчик в костюме Старика с неводом в руках. На фоне звуков шума моря звучат стихи.

Ведущая говорит. Старик сопровождает текст жестами.

Ведущая. Раз он в море закинул невод,—

Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,—

Пришел невод с травой морскою.

В третий раз закинул он невод,—

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой,— золотою.



Звучит фрагмент «Аквариум» из сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных». Золотая рыбка исполняет танец-импровизацию.

Ведущая. Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

Рыбка. Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь...

Старик. Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе.



Дополнение к костюму ведущей — набрасывает на себя кружевную накидку, берет веер и перчатки.

Ведущая. Прошел хоровод героев сказок,

Но пушкинская муза не молчит.

И снова мы в далеком прошлом.

И снова музыка звучит.

(Е. Андреенко.)



Пушкин любил бывать на балах, все его там удивляло и радовало. Вот как описывает свои впечатления от бала Александр Сергеевич.

Ребенок. Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Все чувства поражают вдруг.



Ведущая. Открывал любой бал великолепный полонез.

Звучит любой полонез (аудиозапись).

Открывает бал пара взрослых, одетых в бальные костюмы. Они идут шагом полонеза к центру зала, затем к ним присоединяются остальные участники бала — дети и взрослые.

Ведущая. Еще один из долгожителей среди танцев — менуэт. Танец реверансов и галантных приветствий. В Париже для менуэта была открыта специальная королевская академия танца.

Дети исполняют танец под музыку Л. Боккерини «Менуэт».

Ведущая. Александр Сергеевич Пушкин, бывая на балах, с удовольствием танцевал вальс. Вот что он пишет о блистательном вальсе.

Ребенок. Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный,

Чета мелькает за четой.



Девочки исполняют «Танец с шалью», используя движения вальса, под музыку П. И. Чайковского «Вальс» из «Детского альбома».

Ведущая. Следующий танец — полька. Танец с легким и беспечным характером, и танцевали его с удовольствием как на балах, так и на крестьянских праздниках.

Ребенок.

В галопе дружно скачут пары,

И щеки полыхают жаром.

Сюда гусары отпускные спешат явиться,

Прогреметь, блеснуть, пленить и улететь.



На этот танец дети приглашают гостей праздника. Звучит любая полька, например «Полька» Г. Вихаревой. (Изменения в костюме ведущей — шляпка, пелерина.)

Ведущая. Пушкин вел светский образ жизни. В то время говорили «выехать в свет». Это значит бывать и в салонах. Салон — это особое место, куда приходили знатные и образованные люди, чтобы послушать стихи и музыку. Этот зал может тоже на время стать салоном. Сегодня, ребята, взрослые приготовили для вас сюрприз. Ваши мамы и папы будут читать стихи Пушкина, у каждого из них есть самые любимые.

Родители читают стихи А. С. Пушкина.

Ведущая. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина созвучна с музыкой. Многие русские композиторы обращались к стихам поэта и сочиняли к ним музыку. Послушайте романсы композитора А. Алябьева на стихи Пушкина «Зимняя дорога» и «Я вас любил...».

Романсы звучат в исполнении взрослых.

Ведущая. Итак, мы побывали в салоне, вместе попытались представить ту атмосферу, которая царила в салонах того далекого времени. И закончить наш чудесный праздник мне хочется стихотворением, посвященным Пушкину:

К чему поэту пьедестал?

Не вечен камень пьедестала.

Суть в том, кем для России стал

Кудрявый правнук Ганнибала.

Вчитаемся в черновики

И письма перечтем,— и все же

Нас тайна пушкинской строки,

Как в детстве, дразнит и тревожит.

Лишь он мог так шутить хитро,

Влюбляться озорно и нежно.

Так лишь его могло перо

Грустить светло и безнадежно:

И на вопрос: «Кто наш поэт?» —

В строенье ль каменном, в избушке

Один у русского ответ —

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин!»

(Т. Кузовлева.)



Ведущая. Приглашаем всех посетить выставку рисунков по сказкам А. С. Пушкина.

Под звуки музыки А. Грибоедова «Вальс» все идут на выставку детских рисунков.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество