Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

 

Цель. Воспитать у детей природоохранное поведение; развить представления о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению.

Материал. Цветные карандаши (фломастеры, краски), ножницы, клей, кисточки.

 

Вспомните

Вернитесь к предыдущему заданию. Попросите детей вспомнить и рассказать, что случилось с растениями на полянке, с птицами в лесу, с рыбами в водоеме. Продолжите разговор о том, что может помочь улучшению окружающей среды, а что ее портит, ухудшает.

 

Задание. Рассмотрите вместе с детьми рисунки с двумя полянками: «веселой» и «грустной». Предложите детям найти сходства и различия между ними (что изменилось?). Пусть каждый ребенок обоснует свое заключение.

Попросите детей проанализировать различные варианты поведения в лесу.

Поинтересуйтесь, какие из них приведут к тому, что полянка будет «веселой», цветущей, а от каких действий полянка станет «грустной», почерневшей?

 

Организуйте беседу

Спросите, кто из ребят знает или видел поступки людей, которые показаны на примерах-прямоугольниках. Кто из них поступал так же хорошо (плохо)?

 

Совместная трудовая деятельность

Организуйте с детьми уборку мусора на участке. Если это невозможно — обязательно сделайте кормушки для птиц. Объясните детям, что, ухаживая за растениями и животными, каждый вносит свой, очень важный вклад в сохранение и улучшение природы.

 

Работа с родителями

Доведите до сведения родителей содержание вашей работы с детьми, ее тему. При этом подчеркните, что экологическая культура взрослых является одним из решающих факторов в экологическом воспитании детей. Апеллируйте к очень плохому состоянию окружающей среды, которое приводит к росту заболеваемости как взрослых, так и (в особенности) детей. Настоятельно попросите родителей поддержать ваше стремление привить ребятам любовь и бережное отношение к природе и всему живому.

 

Работа с рабочей тетрадью (продолжение)

Откройте страницы для вырезания в середине тетради. Ознакомьте детей с общим видом лесной поляны, которую им предстоит сконструировать. Обратите внимание своих воспитанников на составные элементы будущего макета — голубое озеро с камышами, лес, в котором есть лиственные и хвойные деревья, цветы, два гриба (белый и мухомор), кусты земляники и черники. Здесь же присутствуют обитатели поляны — лиса, медведь, ежик, птица, а также щука, которая будет «плавать» в озере, и лягушка. Не забудьте про фигурки гуляющих в лесу детей — мальчика и девочки.

Теперь можно приступить к изготовлению поляны.

Для работы понадобятся ножницы, кисточка и клей.

Попросите детей по контуру вырезать голубое озеро с камышами, которые затем следует отогнуть по пунктирным линиям. Далее надо аккуратно вырезать лес и согнуть его «гармошкой» (тоже по пунктирным линиям). Теперь лес можно поставить.

Полоску цветов вначале следует целиком вырезать, согнуть по пунктирным линиям и сложить ее так, чтобы контуры каждого цветка (сегмента) оказались плотно сжаты. По контуру верхнего сегмента вырезать цветок, одновременно прорезывая все образовавшиеся слои. Затем цветы расправить, и они, как и лес, тоже смогут занять свое место — «встать» на поляне.

Лиственное дерево вырезается по контуру, сгибается по пунктирным линиям, что придает ему устойчивое положение.

Мухомор, белый гриб и куст земляники вырезаются по контуру. А по пунктирным линиям следует отогнуть подставочки.

Теперь займитесь животными. Вырежьте лису. Прорежьте в выкройке лапки и ушки. Согните выкройку по указанным линиям. Наложите одну на другую две стороны брюшка и закрепите его клапаном, вставив его в прорезь. Отогните лапки, ушки, хвостик и вставьте щечки как клапаны в прорези.

Вырежьте медведя. Сделайте в выкройке: одну прорезь для клапана (под лапкой), две прорези на центральной части головы; прорежьте лапы и уши. Согните выкройку по указанным линиям. Наложите одну на другую стороны брюшка и закрепите его клапаном. Подведите друг к другу боковые части головы и накройте их центральной частью головы. Просуньте острые кончики боковых частей в прорези центральной части, образуя нос медведя. Отогните лапы.

Вырежьте три детали щуки. Сделайте две прорези в большой детали для глаз и одну для плавника в хвостовой части. Согните все детали пополам по указанным линиям. Раскройте большую деталь и вставьте в нее деталь с глазами, образуя нижнюю челюсть щуки. Вставьте вдвойне сложенный плавник (снизу вверх). Отогните наружу верхнюю губу, боковые плавники и хвост.

Вырежьте две детали птицы. Сделайте две прорези по бокам спинки для крыльев. Согните деталь туловища следующим образом:

вдоль туловища пополам;

не разгибая ее, отогните белый треугольник клюва сначала вправо, затем влево, после чего вогните клюв внутрь (острые кончики сойдутся);

так же подогните хвост (вправо, влево), раскройте деталь, отогните наверх хвост;

снова согните пополам деталь туловища, «заправив» центральную часть хвоста внутрь, как показано на рисунке.

Вставьте вторую деталь — крылья, протащив ее насквозь через туловище в сделанные прорези.

Вырежьте ежика. Сделайте прорезь для клапана, прорежьте ушки и иголки. (Если дети не сумеют надрезать иголки, можно использовать выкройку без надрезания.) Сложите выкройку пополам. Наложите одну на другую задние сторонки детали и закрепите их клапаном. Согните мордочку по пунктирным линиям и вогните внутрь среднюю ее часть. Отогните прорезанные ушки и кончик носика.

Вырежьте две детали лягушки. Сделайте две прорези на голове (для передних лапок), две прорези с противоположной стороны детали (для глаз), надрежьте лапки и глазки. Согните большую деталь по пунктирным линиям. Согнув поперек выкройку, совместите друг с другом две полукруглые стороны и вставьте глазки в прорези. Совместите друг с другом части лапки правой стороны выкройки и соедините их, заведя прорезь в прорезь. Так же соедините части левой лапки. Просуньте вторую деталь сквозь прорези под головой — передние лапки и подогните их к брюшку.

Остались фигурки детей. После вырезания и сгибания надо намазать клеем заштрихованные полоски и приклеить их, как показано на схеме. Теперь все составляющие игры готовы. Однако дети могут по желанию дополнить их новыми растениями, животными, птицами и другими персонажами, изготовленными по заданным образцам. Для этого предложите желающим карандаши (краски, фломастеры) и цветную бумагу. (Дополнительные элементы не обязательно вырезать на основном занятии, поскольку тогда игры с поляной будут выходить за его временные рамки.)

Позаботьтесь о фоне, на котором будет конструироваться поляна. Им может послужить зеленый лист бумаги или ткань размера, соответствующего развороту нашей тетради.

Получившийся макет представляет основу для игр-драматизаций в форме настольного театра. Используйте его как на итоговом занятии по теме «Бережное отношение к природе», так и в свободное от занятий время. Здесь можно разыгрывать и другие сюжеты, например, о заблудившихся в лесу детях. А медведя, ежа и лису — использовать, сочиняя и одновременно разыгрывая сказочные сюжеты на темы безопасного поведения при общении с незнакомцем.

Пусть дети, например, придумают, как хитрая лиса пыталась причинить вред ежу (заманить в свою нору, похитить, погубить). И какие ошибочные действия может совершить ежонок, а какие варианты его поведения приведут к спасению.

Разумеется, в различных сюжетах в качестве персонажей с успехом могут участвовать и фигурки детей.

Варьируйте вместе с ребятами пейзаж в зависимости от времени года: белый фон, вата на деревьях и на озере помогут создать зиму, а блестящий целлофан — раннюю весну. Одним словом, здесь — самое широкое поле для творческого воображения как педагога, так и ребенка.

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество