Как только ребенок впервые встает на ноги, ему приходится удерживать равновесие, он должен постоянно восстанавливать баланс относительно центра тяжести своего тела, иначе он просто упадет. Это можно наблюдать, когда дети пытаются удержать равновесие на бревне, бордюре или невысокой стенке.
Склонность к симметрии демонстрируют и рисунки детей. Предложите детям разделить лоток с песком пополам, проведя посередине прямую линию. На одной половине лотка вы рисуете фигуру (поначалу простую) и просите ребенка нарисовать на другой половине зеркальное отображение этой фигуры. Такое упражнение прекрасно развивает в воображении детей чувство равновесия: слева - справа, вверху - внизу, внутри - снаружи, все это нужно попробовать изобразить.
Уже в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к письму, им нравятся очертания букв. Первые, по-детски наивные буквы, которые появляются в творчестве детей, - это всего лишь попытка подражать письму. Дети наблюдают за тем, как взрослые или более старшие ребята заполняют символами строчку за строчкой, страницу за страницей. В таком дети письмом, не задумываясь над правильным начертанием букв: им это просто интересно, и они ищут свои собственные, оригинальные способы самовыражения.
Не стоит проявлять строгость и педантичность при обучении письму детей дошкольного возраста. Нужно, чтобы они получали удовольствие от написания букв. Лоток с песком является отличным средством для пробуждения у детей интереса к экспериментированию. Впоследствии такая эмоционально положительная направленность, безусловно, будет способствовать процессу обучения письму.
Геометрические символы можно обнаружить не только в детских рисунках. Ингрид Ридель (Ingrid Riedel) в своей работе «Формы» ("Formen") утверждает, что наше существование (бытие) со всеми нашими желаниями отражается в основных геометрических фигурах, со всеми их потенциальными возможностями.
Рудольф Штейнер (Rudolf Steiner), основоположник педагогики Вальдорфа, говорит о двух противоположных принципах форм - это прямая линия, напоминающая луч, и кривая; при этом прямая рассматривается как выражение намерения, а кривая служит для выражения мышления.
Описание клинического случая Ники
Ники (5 лет) имел способности к языкам, на следующий год должен был пойти в школу. Ребенок обладал многими познавательными (когнитивными) возможностями, но был поставлен диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Во время физиотерапевтических сеансов он рассказывал мне поразительные истории о кровожадных пиратах, о персонажах фильмов ужасов и о разных знаменитостях.
Ники очень любил слушать радиопостановки и прекрасно пересказывал их содержание. Его звуковое восприятие и способность к языкам были не по годам развиты. Находясь в группе, заходил слишком далеко в своих шалостях, чересчур остро реагировал на происходящее и испытывал трудности в соблюдении установленных правил. Ребенок тяжело переживал разочарования и часто проявлял вспыльчивость, к тому же совершенно не умел проигрывать. Ники был полностью во власти своих ощущений и настроений, часто впадал в отчаяние, в депрессию, плакал.
Лоток с песком позволяет изображать любые фигуры самыми разными способами и использовать различные дополнительные материалы. Такие возможности для выбора упражнений, действий и занятий расширяют внутренние резервы детей и повышают уровень их развития. Дети учатся соблюдать правила, когда на них оказывают позитивное давление и при этом хвалят за такое поведение. Увлекаясь игрой, дети обретают уверенность в себе, и это мотивирует их действовать нестандартно.
Выполнение заданий по рисованию фигур требует высокой дисциплинированности, необходимой доя того, чтобы сконцентрироваться, принять правильную позу и совершить нужные действия. Подробные инструкции и поддержка взрослых помогают детям лучше понимать задания и выполнять их.
Для стоячей работы у лотка с песком, особенно на ограниченном пространстве, необходимо хорошо развитое чувство равновесия и умение управлять своими мышцами. Сверху детям лучше видно, что происходит в лотке с песком. К тому же такая поза лучше выражает сконцентрированное внимание. Вертикальное положение тела предоставляет возможность двигаться более свободно и действовать раскованно. Стоя, дети контактируют с полом и лучше ощущают свое тело. Это очень важное ощущение, поскольку оно позволяет научиться снимать напряжение и расслабляться.
Особенно полезно стоячее положение при занятиях с песком беспокойным детям, детям с нарушениями концентрации внимания, восприятия, так при этом они чувствуют себя в безопасности. У детей, проходящих курс физиотерапии, очень часто и ощущение своего тела, и представление о нем бывает недостаточно развито.
Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие: дети исследуют песок, ощущая тепло или холод. Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела.
В суставах, мышцах, сухожилиях и в среднем ухе (которое ответственно за чувство равновесия) имеются соответствующие рецепторы. Легкие прикосновения воспринимаются как бы «с усилением». Регулярные занятия в лотке с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности.
Дети с проблемами кинестетического характера испытывают затруднения с движением и с ориентацией в пространстве. Такие дети могут иметь искаженное представление о своем теле и о положении его или его частей в пространстве. Из-за подобных нарушений не только движения, но и восприятие детей, их тонкая и общая моторика часто бывают недостаточно развиты. Дети не могут объективно рассчитать свои усилия. Они испытывают трудности при освоении сложных движений (например, при обучении письму или рисованию).