Цель. Уточнять артикуляцию звука [ш]; развивать фонематическое восприятие через работу со словами-паронимами (отличающимися одним звуком); упражнять в умении дифференцировать звуки [с — ш]; упражнять в правильном употреблении предлогов под, из-под; знакомить с буквой Шш; закреплять образы букв.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, набор картинок (шмель, кошка, мышка, лягушка); ножницы, вырезанные буквы по количеству детей.
Ход занятия
I. Воспитатель читает стихотворение. Далее выполняется игровое упражнение.
Я назову предмет большой, А вы предмет поменьше. В моих словах звук *Ц» молчит, А в ваших четко так звучит.
дерево — деревце блюдо — блюдце колено — коленце болото — болотце зеркало — зеркальце масло — маслице дело — дельце тело — тельце
II.
1. — Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком. Этот звук живет в слове-отгадке. А теперь послушайте загадку:
Зима ушла за тридевять земель.
Над лугом загудел мохнатый... (шмель).
(И. Гамазкова.)
С какого звука начинается слово шмелъ1 (Со звук [ш].) С этим звуком мы сегодня и будем знакомиться.
2. Артикуляция звука.
Дети произносят слова со звуком [ш]: шмель, мошка,: кошка, шар, шалаш, камыш,
Анализ артикуляции: губы в положении трубочки, зубы сближены, кончик языка за верхними зубами, воздушная струя встречает преграду,
Характеристика звука. Звук [ш] — согласный, всегда твердый.
III.
1. Воспитатель демонстрирует игрушки (картинки): мышка, лягушка, кошка. Просит назвать животных и определить позицию звука [ш] в словах. (В середине.)
2. Игровое упражнение «Прятки». Цель. Работать над правильным употреблением предлогов под, из-под.
Воспитатель показывает, как шмель, мышка и кошка играли в прятки. Три игрушки (картинки) из четырех расставляются под различными предметами в группе (или на столе воспитателя). Одна игрушка (картинка) — водящий (например, шмель).
— Где спряталась кошка? (Кошка спряталась под столом.) Где спряталась мышка? (Мышка спряталась под книгу.) И т. д.
— Шмель нашел всех друзей. Откуда вышла кошка? (Кошка вышла из-под стола.) Откуда выбежала мышка? (Мышка выбежала из-под книги.) И т. д.
Игровое упражнение можно повторить 2—3 раза, меняя водящего и объекты, под которыми прятались животные.
3. Слова-паронимы (отличающиеся одним звуком).
— После игры «Прятки» шмель решил повеселить своих друзей и спеть им смешную песенку, но сначала предупредил своих друзей:
Я буду петь наоборот и веселить лесной народ.
С другом мы играли в чашки,
Пили чай из белой шашки.
А как правильно?!
Вылезла из норки шишка,
На нее упала мышка.
А как правильно?!
Вы можете похохотать и ошибки исправлять.
Петухи, затеяв шпоры,
Грозно поднимают споры.
А как правильно?!
Мы с сестрой посуду шили
И наряды куклам мыли.
А как правильно?!
(И. Лопухина.)
4. Игровое упражнение «Звуки спрятались в словах».
Педагог называет слова, в которых одновременно слышатся два звука [с] и [ш]. Необходимо определить место звуков в словах (начале, середине, конце).
Слова для анализа: Саша, сушка, шустрый, шоссе, сушь, шест.
5. Чтение чистоговорки «Шла Саша по шоссе и сосала сушку». В данном случае главная цель упражнения — чистое произнесение звуков. Темп произнесения предложения убыстряется только до тех пор, пока ребенок может правильно повторять фразу.
IV.
1. Знакомство с буквой.
Показ буквы, рассматривание ее (педагог при этом читает стишок), размещение буквы на панно букв по адресу: второй этаж (вторая строка снизу), квартира № 5 (пятая клетка слева).
Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.
2. Аналитико-синтетическая деятельность (с использованием ножниц и вырезанных букв).
3. Закрепление образов букв.
а) Найди букву Ш среди других: АШОУМХШИШ И т. д.
б) Назови, какие звуки обозначают другие буквы в строчке.
V. Развитие мелкой историки: упражнение «Вертушка» (с карандашом). Ребенок вертит карандаш тремя пальцами: большим, указательным и средним, держась за середину карандаша.