Мишутка

Детсад

Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Рукодельница

Цель. Уточнять артикуляцию звука [щ]; учить детей определять в слове слог (по счету), в котором находится звук [щ]; упражнять в умении изменять слова с помощью суффикса -ищ; знакомить с буквой Щщ; закреплять образы букв.

Оборудование. Индивидуальные зеркала, панно букв, игрушка щенок, набор картинок, наборное полотно, штампы с изображением овощей, гуашь; ножницы и вырезанные буквы по количеству детей.

Ход   занятия

I. В нашей группе живут славные дети. Всех вас хочется назвать ласково. Назовите свое имя так, чтобы в нем слышался звук [ч]. (Отвечают все дети. Например: Танечка, Сашечка, Вовочка, Мариночка, Женечка, Алешечка и т. п.)

II.   1. — Отгадайте, ребята, какой звук мы сегодня будем изучать.

Ниночка считала вещи:

Ящик, щетка, прищепка, клещи,

Плюс трещотка, два леща,

Щит и два больших плаща. (Звук [щ].)

2.  Артикуляция  звука.  При произнесении  звука [щ]

|губы в легкой улыбке, зубы сближены, широкий кончик языка за верхними зубами, посередине языка идет сильная воздушная струя.

Характеристика звука. Звук [щ] — согласный, всегда (мягкий.

III. 1. — У Нины был маленький беспомощный щенок. Он жил в ящике. Звали его Щеня. Однажды заглянула Нина в ящик и увидела там вещи, которые давно потерялись (воспитатель показывает картинки, дети их называют): щетка, клещи, удилище, щипцы. Щенок виновато поджал хвост.

Нина любила произносить слова и изменять их. А нок помогал ей в этом: если Нина говорила правильно, Щеня молчал и внимательно слушал. Но если она делала ошибку, Щеня заливался громким и недовольным лаем.

Давайте и мы, ребята, попробуем изменять слова, а Щеня нам в этом поможет. (Воспитатель выставляет на наборное полотно три картинки: клещи, щетку, плащ.) Я ищу клещи, тащу щетку, чищу плащ. (Другие фразы договаривают дети. Если они ошибаются, щенок начинает лаять.)

Ты ищешь ....

Он ищет ....

Мы ищем ....

Вы ищете ....

Они ищут ....

2. Определение в слове слогов со звуком [щ].

— Нина заметила, что больше всех Щене нравятся слова со звуком [щ], И решила она научить щенка определять место этого звука в слове. Щеня быстро научился. А мы с вами сможем это сделать? Давайте попробуем! (Воспитатель выставляет картинки и (или) произносит слова.)

Образец: щегол — в слове два слога, звук [щ] находится в первом слоге.

Примерный материал: роща, вещи, товарищ, щепки, щит, чудовище, сокровище, овощи, плющ, ящерица.

3. — Прошел год. Щеня вырос и стал большой собакой. Раньше у него была маленькая голова, а теперь не голова, а головища (дети помогают), не лапы, а ..., не глаза, а ..., не зубы, а ..., не нос, а ..., не усы, а ..., не когти, а ..., не хвост, а ....

IV.   1.  Знакомство с буквой.

— Нина стала обучать Щеню буквам. И конечно, первой буквой, с которой она познакомила собаку, была буква Щщ. Вот она (демонстрация буквы, рассматривание ее и размещение на панно по адресу: первый этаж, квартира № 4).

На расческу «Щ» похожа. Три зубца всего? Ну что же!

(Е. Тарлапан.)

2.  Аналитико-синтетическая деятельность (с использо-! ванием ножниц и буквенного конструктора).         '

3. Закрепление образов букв. Дифференциация образов букв Ш, Щ, Ц.

— Какие элементы нужно убрать из Щ, чтобы получить другие буквы?

V.  Развитие мелкой историки.

Работа с двумя штампами одновременно (ребенок работает двумя руками). На штампах изображены овощи: один маленький, другой большой (морковь — морковища, репа — репища, капуста — капустища, огурец — огуречище и т. д.).

Поиск

 

Заюшкина светелка

Маленькая страна

 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество