Программное содержание:
ОО «Познавательное развитие»
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Продемонстрировать основные связи в экосистемах Земли.
ОО «Социально – коммуникативное развитие»
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе. Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
ОО «Речевое развитие»
обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Материал. Ноутбук, мультфильма «Кот который гулял сам по себе», иллюстрации, изображающие жизнь первобытного человека, труд и отдых современного человека; нагрудные значки для игры "Паутина жизни" с изображением солнца, воды, воздуха, диких животных, растений, человека; клубок пряжи.
Ход НОД
Воспитатель предлагает посмотреть на ноутбуке отрывки из мультфильма «Кот который гулял сам по себе».
Беседа, подводящая к мысли о тесных взаимосвязях человека с природой. Как жил древний человек? (Охотился на диких животных, чтобы питаться и шить себе одежду из шкур, ловил рыбу, собирал растения для еды, находил себе пещеру для жилья или сооружал шалаш из ветвей, искал воду для питья.) Все это человек брал у природы.
Как живет современный человек? Рассказ воспитателя по картинкам: для того, чтобы на завтрак можно было съесть теплую булочку и выпить стакан молока, человек должен вспахать землю, посеять семена, убрать урожай, отвезти зерно на мукомольный завод, превратить в муку, муку отвезти на хлебопекарный завод, где выпекут хлеб.) Что, кроме муки, нужно для теста? (Яйца, дрожжи, вода, соль, масло.) Откуда это все берется? (Ответы детей.)
Воспитатель: Все, чем пользуется человек, связано с природой. Мебель, книги и тетради - из древесины, столовые приборы - из металла (руда). Кашпо для цветов, посуда - из глины, стены - из кирпичей (глина).
Из чего сделаны разные предметы?
Игра лото «Из чего сделано?»
Игра "Логическая цепочка" на тему "Нужно ли свитеру солнышко?"
Дети выстраивают цепочку (с подсказками, картинками): свитер связан из шерстяных ниток, нитки спрядены из шерсти, шерсть настрижена с овцы, овца пасется на лугу, ест траву, траве для роста нужны солнце, почва, дождик. Получается, что и свитеру, вернее, чтобы он мог появиться, нужно солнышко!
Воспитатель делает вывод: современный человек связан с природой еще теснее, чем древний. Человеку нужно все, что есть в природе. Без природы ему не прожить.
Игра "Паутина жизни"
Дети встают в круг. Все получают нагрудные значки и начинают игру с любого персонажа, например с пчелы.
Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела, берет клубок ниток. Что нужно пчеле? Тот, у кого значок с изображением цветка, говорит: "Цветок", и клубок передается "цветку" (конец нитки остается у "пчелы"). Теперь уже "цветок" спрашивает, что нужно ему для жизни, и тут откликается "вода". И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны "паутиной".
Воспитатель: Ниточки, которые соединили всех со всеми, существуют и в природе, только они невидимы, но связывают неразрывно одни природные объекты с другими, поэтому и называются "связями". Или даже "взаимосвязями", потому что эти объекты взаимно нужны друг другу. Взаимосвязи перекрещиваются, перепутываются, получается паутина, соединяющая каждого с каждым.
Педагог предлагает детям потянуть за свои ниточки, чтобы убедиться, насколько крепки эти связи. Или просит кого-то из персонажей отпустить свою ниточку: паутинка начнет рассыпаться. Педагог объясняет: так может случиться, если погибнет хотя бы один вид растений или животных.
Домашнее задание.
Нарисовать в альбоме картинку, изображающую, что нужно человеку для того, чтобы выпить за завтраком чашку чая. В центре листа нарисовать чашку, а вокруг нее изобразить или просто написать (с помощью взрослого), что для этого нужно.