Программное содержание:
1.1. Учить изображать оленя, передавая характерные особенности (туловище-цилиндр, голова, ноги, шея-цилиндры). Использовать для передачи выразительности образа веточки-рожки, глаза-семена яблок, передавая цвет (коричневый) и пропорции (большое туловище, маленькая голова, длинная шея и ноги).
1.2. Учить детей лепить фигурку оленя, комбинированным способом. Лепить не только в состоянии статики, но и в движении. Совершенствовать следующие технические приемы лепки: раскатывание между ладонями прямыми движениями до получения цилиндра, надрезание стекой концов цилиндра, преобразование цилиндра в дугу, обработка пальцами концов дуги до получения тонких цилиндров (ноги), оттягивание мордочки, ушей, хвоста. Совершенствовать умение детей делить кусок пластилина на неравные части, соединять части, прижимая и примазывая.
1.3. Закрепить знания детей о животных тайги. Продолжать развивать у детей способность строить предложения. Ввести в словарь детей слова «изящное» и «панты». Учить рассказывать о своей работе по плану, предложенному воспитателем.
2.1. Продолжать учить детей работать в паре.
2.2. Воспитывать бережное отношение к животным.
Предварительное работа: чтение рассказов животных тайги, рассматривание иллюстраций в энциклопедиях, журналах, дидактическая игра «Зоологическое лото».
Индивидуальная работа: учить Славу П., Даниила К. преобразовывать цилиндр в дугу, соединять и прижимать части Даниила Б.
Материал для воспитателя: игрушка-олень, три вариативных образца оленя, разрезные картинки 8 штук с изображением разных диких животных, макет тайги; пластилин коричневого цвета, пластина, стека, влажная салфетка, веточки для рожек, семена для глаз.
Материал для детей: пластилин (2х5 см), пластина, стека, влажная салфетка, веточки для рожек, семена яблок для глаз, подставка с маркировкой.
Ход деятельности
1 ч. Послушайте загадку и отгадайте, с каким зверем нам предстоит сегодня познакомиться.
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу он неспроста.
(Олень.)
- А где живет олень?
- В тайге, в лесу.
- А что такое тайга?
- Это лес, где много хвойных деревьев.
- А какие хвойные деревья вы знаете?
- Сосны, ели, кедры, лиственница.
Ребята, перед вами разрезные картинки. Разбейтесь на пары и каждый из вас соберет картинку и расскажет о ней по плану.
Какое животное у вас получилось, где живет и чем питается.
- У нас получилась лиса, она живет в тайге, питается грызунами и зайцами. Она-хищница.
- У нас получился зайчик, живет он в тайге, а питается корой деревьев.
- А у нас ежик, он живет в тайге, а питается мышками, дождевыми червями.
- У нас получилась белка, живет в тайге, питается орешками.
- У нас лось, живет в тайге, питается молодыми ветками деревьев.
- У нас бурый медведь, живет в тайге, питается рыбой, ягодами.
- У нас кабан, живет в тайге, питается орехам, корешками.
- У нас волк. Он живет в тайге, он хищник, поедает других животных.
- Молодцы, вы все правильно рассказали. А какие еще животные живут в тайге?
- Росомаха, тигр, рысь…
- Ребята, послушайте мой рассказ о таежном олене.
Олень – крупное, изящное животное, тонкой длиной шеей и длинными ногами. Как вы понимаете слово изящное?
- Хрупкое, красивое, тонкое…
- Тело оленя покрыто густой, грубой шерстью. Рога украшают голову оленя, при чём украшение меняется каждый год: к началу весны старые рога опадают, и на их месте начинают расти новые. Молодые рога называются – панты. Олени питаются различными растениями, молодыми побегами деревьев и кустарников.
- Посмотрите на оленя (показываю игрушку) и назовите, как называются части тела у него? (туловище, голова, ноги, хвост, уши, рога).
- На что похожи туловище, голова, шея, ноги? (цилиндры).
- Сколько ног у оленя? (четыре).
- Какого цвета олень? (коричневый).
- Расскажите о пропорциях частей тела оленя? (туловище большое, голова маленькая, длинная шея и высокие ноги).
А теперь посмотрите, как можно вылепить оленя. Ребята, вы лепите животное в любом положении, при этом передаете движения оленя для более выразительного образа.
Я заранее вылепила цилиндры, на длинном цилиндре сделала надрезы и проработала ноги пальцами, преобразовываю в дугу, прижимаю к туловищу шею, прищипываю уши, хвост. А рожки делаю из веточек. Глаза – семена яблок. А теперь вы сами вылепите оленя.
- С чего начнете работу 7 (с деления пластилина на неравные части).
- Приступайте к работе.
2 ч. Самостоятельная работа.
Во время самостоятельной работы напоминаю. Советую, показываю на своем куске тот или иной прием лепки, задаю вопросы детям:
- На что похоже туловище?
- Чем будешь делать надрезы?
- Что нужно сделать с цилиндром, чтобы олень стоял?
- Каким приемом нужно соединить тело с туловищем?
За 5 минут до окончания занятия даю установку на завершение работы.
3 ч. Компоную детские работы на макете «Тайга».
Рассматриваю работы, хвалю детей за старание. Предлагаю детям рассказывать о своей работе по плану.
- Как называются части тела у оленя?
- На что похоже туловище, шея, ног у оленя?
- Какого цвета олень?
- Что делает олень?
Молодцы, ребята, у вас всех получились интересные таежные олени.
- А теперь мы с вами поиграем.
У оленя дом большой | Руки на головой-изображаем крышу дома. |
Он сидит, глядит в окошко. |
Правым кулачком подпираем щечку, Левой рукой поддерживаем правую |
Зайка по полю бежит. | Бег на месте. |
В дверь к нему стучит | Топот ногами, руками на поясе. |
«Тук, тук, дверь открой, |
Имитация стука в дверь поочередно каждой рукой. |
Там в лесу охотник злой». | Руки поясе, поворачиваем вправо, влево |
«Зайка, зайка, забегай! | Зазывание движением рукой. |
Лапку мне подавай». | Протягиванием руки с открытой ладонью. |