Цель. уточнение и закрепление знаний детей о явлениях природы в зимнее время года.
Актуальность.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми в наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познавательными предметами, объектами. Использование лэпбука для систематизации знаний позволяет это сделать. «Чудо-папку открываю, все что знаю – вспоминаю!».
Расширение представлений о простейших связях между явлениями живой и неживой природы.
Программные задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе; Активизировать словарный запас детей.
Развивающие: Развивать навыки общения; Развивать логическое мышление, внимание (зрительное и слуховое, связную речь;
Воспитательные:
Формировать интерес и бережное отношение к природе; Формировать положительный эмоциональный настрой внутри коллектива, умение прийти на помощь другому.
Оборудование: Лэпбук; аудиозаписи «Голоса птиц», «Зимние напевы»; 4 снеговиков для работы в группах; презентация «Зимующие птицы»; маски птиц; миски с едой для птиц.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж. Прослушивание музыкальных произведений на тему зимы. Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихов, песен, пословиц о зиме. Создание лэпбука «Зима», «Вода». Наблюдение за птицами.
Ход занятия
Тихо звучит красивая зимняя мелодия.
Приветствие. - Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю,
Я вас всех приветствую.
Воспитатель:
- Ребята, послушайте, я хочу вам прочитать с/х:
Вот зима пришла серебристая.
Белым снегом замела поле чистое.
Днем с детьми на коньках все катается.
Ночью в снежных огоньках рассыпается…
В окнах пишет узор льдом – иголочкой
И стучится к нам во двор с свежей елочкой
– О каком времени года говорится в с/х?
- Зимушка приглашает нас поиграть с ней. Вы согласны?
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами поговорим, а о чем, вы узнаете из моей загадки:
Солнце землю греет слабо,
По ночам трещит мороз,
Во дворе у снежной бабы
Побелел морковный нос.
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда.
Вьюга злится, снег кружится,
Заметают все кругом,
Белоснежным серебром.
Дети: Зима!
Воспитатель: А теперь расскажите – зима какая? А ответы я буду складывать в волшебную коробочку.
Зима (какая) – холодная, белая, красивая.
Снег (какой)- искристый, серебристый, холодный.
Снежинки (какие) – красивые, резные, маленькие.
Лед (какой) – холодный, твердый.
Воздух (какой) – холодный, морозный.
Воспитатель: Вдохнули морозного воздуха…
Дети: Вдох. (вдох носом)
Выдох - (Ах- как пахнет.)
Воспитатель: Молодцы! А какое время года было перед зимой?
Дети: Осень.
Воспитатель загадывает загадки
1. Наступили холода, обернулась в лед вода, длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь – в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает (зимой)
2. Он летает белой стаей и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту (снег)
- Снег, он какой (ответы детей)
- Снег что делает (ответы детей).
3. Художник-невидимка по городу идет. Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет (мороз)
- Мороз, он какой (ответы детей)
- Что делает мороз (ответы детей).
4. Странная звездочка с неба упала. Мне на ладошку легла и пропала. (снежинка).
- Снежинка, она какая (ответы детей).
- Ребята, а зима предлагает нам со снежинками поиграть.
5. Упражнение на развитие речевого дыхания (воспитатель раздает каждому ребенку снежинку на ниточке).
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Воспитатель: Возьмите конверты, рассмотрите внимательно и найдите что здесь лишнее.
Дидактическая игра «Что здесь лишнее?» (1 конверт – 2 картинки о зиме, 1 картинка об осени) но прежде сделаем пальчиковую гимнастику «Мы во двор пошли гулять»
1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальчики)
Мы во двор пошли гулять (шагают на месте)
Бабу снежную лепили (лепят комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили («крошат» хлеб всеми пальчиками)
С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем по ладони)
А еще в снегу валялись (ладошки кладут на стол одной и другой стороной)
Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли («едят» ложкой суп).
Воспитатель: А в этом конверте ребята снеговики. Зимушка-зима их сделала, а ветерок поиграл и все перепутал. Исправим ошибку?
Движения воображаемой ложкой, руки под щечку
Воспитатель: Теперь наши пальчики стали послушными и ловкими. Они без труда смогут собрать.
Игра с мячом «Назови ласково»
- Пришло время поиграть с мячом. Я буду называть слово, а вы будете
говорить о нем ласково.
Снег-снежок сосулька-сосулечка
Мороз- морозец дерево-деревце
Ветер-ветерок горка-горочка
Лед-ледок холод-холодок
Зима-зимушка санки-саночки.
Воспитатель: Ребята, а что происходит зимой с деревьями.
Дети: Они спят.
Воспитатель: Что происходит зимой с животными?
Дети: Медведи, ежи спят. Заяц поменял шубку. Белка поменяла шубку.
Воспитатель: Что происходит зимой с птицами?
Дети: Перелетные птицы улетели на юг, а зимующие птицы остались зимовать.
Воспитатель: Назовите зимующих птиц. Почему их называют зимующими?
Презентация «Зимующие птицы (загадки)». (Воробей, синица, снегирь, ворона, дятел.)
Воспитатель: Скажите, почему эти птицы не улетают в теплые края?
Дети: Они не боятся мороза, могут добывать зимой себе корм.
Воспитатель: Но зимой корма мало. Легко ли птицам зимой?
Дети: Очень тяжело. Зимой нет жучков, червячков.
Воспитатель: Кто приходит на помощь птицам?
Дети: Человек.
Подвижная игра «Кто чем питается» (в блюдцах сало, семечки, зерно, рябина, на головах детей маски птиц).
Воспитатель: Без помощи человека птицы пропадут, погибнут. Что произойдет, если птиц не станет? Если погибнут птицы, то некому будет уничтожать вредных насекомых. Тогда заболеют деревья, кусты и травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без растений людям не прожить. Поэтому птиц надо беречь и помогать им. А как мы им помогаем?
Дети: Делаем кормушки, вешаем в нашем саду, насыпаем зернышки.
Воспитатель: А кто еще не успел сделать кормушки, у вас еще есть время сделать их вместе с па-пами и помочь птицам.
Рефлексия
Наше занятие подошло к концу.
О каком времени года мы говорили.
А теперь найдите на столе смайлики и покажите, какое у вас сейчас настроение.
Попросим родителей помочь собрать ещё много интересного о зиме в наш лэпбук.