Мишутка

Детсад

Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Рукодельница

Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Форма организации: групповая.

Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы, музыка), физическое развитие.

Социальные партнеры: музыкальный руководитель.

Средства:

Наглядные: иллюстративный материал, раздаточный природный материал на выбор (листья клена, дуба, сирени, осины высушенные и не высушенные).

Мультимедийные: ноутбук.

Литературные: стихотворение З.Федорцова.

Музыкальные: фонограмма А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», Бергман «Мельница твоей души».

Оборудование: Лупы, белые бумажные салфетки; деревянные кубики; альбомные листы, набор гуашевых красок, палитра, кисти, емкость для воды.

Цель: Развитие у детей предпосылок исследовательской деятельности, формирование у детей умения устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы осенью.

Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей:

Обучающие: 

Актуализировать знание, при необходимости познакомить детей со строением листа.

Актуализировать знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

Способствовать нахождению причинно-следственных связей явлений живой и неживой природы.

Познакомить детей с новыми понятиями: черешок, кромка, хлорофилл, жилки).

Развивающие:

Развивать внимание, связную речь мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).

Развитие тактильных ощущений у детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.

Планируемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении познавательных, творческих задач.

 

Ход деятельности

(Звучит фонограмма А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года») в группу входят Елочка и Шалун (Эколята – молодые защитники природы)

Елочка: Доброе утро, дети! Давайте познакомимся!

С помощью массажного мячика

Мы шли через парк, а там на земле лежат опавшие разноцветные листья. Именно в это время года можно собрать и принести вам эту красоту, не причинив вреда природе.

Обратите внимание, какой у меня красивый букет из листьев.

Посмотрев на этот букет, я вспомнила загадку.

Солнце греет слишком мало

Время золота настало

Листья жёлтые летят

Скоро будет пустой сад.

Птицы в стаи собрались

Звери в спячку улеглись

У кого друзья не спросим

Наступила, дети… (Осень.)

Шалун: Почему же золотую осень называют порой листопада? Почему перед долгими зимними холодами деревья и кусты сбрасывают свои великолепные пышные наряды?

- Осенью дни холодные и пасмурные, солнце светит меньше и поэтому изменяется цвет листьев. В них образуется меньше особого вещества — хлорофилла, придающего листьям зеленый цвет. Они становятся золотисто-желтыми, красными, оранжевыми, багряными.

Елочка: Осенью листья осыпаются, потому что деревья и кустарники готовятся к долгому зимнему сну. В листьях за лето накапливается немало вредных веществ. Опадая, они освобождают деревья от ядов.

Листопад — это приспособление растений к пониженному испарению влаги осенью и зимой. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они бы погибли от недостатка влаги.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, кому из животных и для чего могут пригодиться сухие осенние листочки?

Предполагаемые ответы детей - Медведь, еж.

Елочка:

Листья, опадая, укрывают корни растений и согревают их в морозы, будто пестрыми шерстяными шалями.

Опавшие листики нужны не только растениям, но и животным. Многие звери устилают свои берлоги, норки и дупла сухими душистыми листьями, веточками хвои.

Воспитатель А вас интересует, почему падает лист с дерева? А если бы не было ветра, всегда ли лист падает? Давайте посмотрим в окно. Всегда ли листья опадают при наличии ветра?

Вы хотели бы узнать это?

Елочка: - Многие дети думают, что листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.

- А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете.

Воспитатель: А для чего Елочка и Шалун принесли нам эти материалы и предметы?

- А что нам понадобится для наших опытов?

Елочка:

- А вам интересно узнать, как устроен лист?

- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы

Дать схему:

лист и лупа.

? зарисуй,

? расскажи о нем: форма, цвет, строение.

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.

Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.

Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

У листа есть Верхушка и кромка.

Рассмотрите кромку и верхушку листа.

Какой можно сделать вывод?

Да, кромка листа бывает острой или округлой.

Сегодня мы с вами познакомились с интересным массажным мячиком. И сейчас я вам предлагаю сделать гимнастику массаж с помощью такого мячика (Елочка проводит с детьми.)

Самомассаж

Опыт №2: Листья сухие и влажные.

Цель: Узнать все ли листья сухие.

Шалун и Елочка предлагают детям нарисовать как используют осенние листья животные (по выбору).

Воспитатель:

Осень на опушке

Краски разводила,

По листве тихонько

Кистью проводила.

Пожелтел орешник,

И зарделись клены,

В пурпуре осеннем.

Только дуб зеленый

Утешает осень:

«Не жалейте лета!»

Посмотрите – роща –

Золотом одета.

Воспитатель:

Я предлагаю вам выбрать, чем вы будете рисовать: красками или карандашами.

На столе стоят баночки, акварельные краски, кисти, карандаши и бумага для рисования.

Изобразительная деятельность детей: свободное рисование по теме. (Елочка и Шалун прощаются с детьми.)

Воспитатель: - А вот и осенняя мастерская.

Проходите, ребята, располагайтесь.

Воспитатель: Что нам для этого нужно?

- Листья, кисточка, лист бумаги, краски.

- Нам нужны не все краски, а только краски Осени. Какие это краски?

- Жёлтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый.

Воспитатель: Правильно, а если у нас нет оранжевого, что делать?

- Её можно сделать, смешав желтую и красную краску на палитре.

- Ребята, давайте вспомним правила пользования кисти и краски. Что мы будем делать вначале?

- Правильно. Не забывайте, что листья располагаются по всему свободному пространству.

Ребята, кто уже определился с выбором краски и листа, можете приступать к работе.

Воспитатель: Мнение, что листья опадают, потому что они плохо переносят холод и ветер верно? Я предлагаю вспомнить итоги наших опытов, и кому нужны опавшие листья.

Что нового вы узнали?

Как вы изображали осенний лист?

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы!

Как вы сможете использовать то, что узнали сегодня?

Нам Елочка оставила сертификаты юных защитников природы.

Как вы считаете, вы сегодня много узнали?

И если вы считаете, что достойны звания знатока и защитника природы, то можете взять. (Вручение и обсуждение.)

Поиск

 

Заюшкина светелка

Маленькая страна

 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество