Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Форма организации: групповая.
Интеграция областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (чтение художественной литературы, музыка), физическое развитие.
Социальные партнеры: музыкальный руководитель.
Средства:
Наглядные: иллюстративный материал, раздаточный природный материал на выбор (листья клена, дуба, сирени, осины высушенные и не высушенные).
Мультимедийные: ноутбук.
Литературные: стихотворение З.Федорцова.
Музыкальные: фонограмма А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года», Бергман «Мельница твоей души».
Оборудование: Лупы, белые бумажные салфетки; деревянные кубики; альбомные листы, набор гуашевых красок, палитра, кисти, емкость для воды.
Цель: Развитие у детей предпосылок исследовательской деятельности, формирование у детей умения устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы осенью.
Задачи с учетом индивидуальных особенностей детей:
Обучающие:
Актуализировать знание, при необходимости познакомить детей со строением листа.
Актуализировать знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
Способствовать нахождению причинно-следственных связей явлений живой и неживой природы.
Познакомить детей с новыми понятиями: черешок, кромка, хлорофилл, жилки).
Развивающие:
Развивать внимание, связную речь мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
Развитие тактильных ощущений у детей.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе.
Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Планируемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении познавательных, творческих задач.
Ход деятельности
(Звучит фонограмма А.Вивальди «Осень» из цикла «Времена года») в группу входят Елочка и Шалун (Эколята – молодые защитники природы)
Елочка: Доброе утро, дети! Давайте познакомимся!
С помощью массажного мячика
Мы шли через парк, а там на земле лежат опавшие разноцветные листья. Именно в это время года можно собрать и принести вам эту красоту, не причинив вреда природе.
Обратите внимание, какой у меня красивый букет из листьев.
Посмотрев на этот букет, я вспомнила загадку.
Солнце греет слишком мало
Время золота настало
Листья жёлтые летят
Скоро будет пустой сад.
Птицы в стаи собрались
Звери в спячку улеглись
У кого друзья не спросим
Наступила, дети… (Осень.)
Шалун: Почему же золотую осень называют порой листопада? Почему перед долгими зимними холодами деревья и кусты сбрасывают свои великолепные пышные наряды?
- Осенью дни холодные и пасмурные, солнце светит меньше и поэтому изменяется цвет листьев. В них образуется меньше особого вещества — хлорофилла, придающего листьям зеленый цвет. Они становятся золотисто-желтыми, красными, оранжевыми, багряными.
Елочка: Осенью листья осыпаются, потому что деревья и кустарники готовятся к долгому зимнему сну. В листьях за лето накапливается немало вредных веществ. Опадая, они освобождают деревья от ядов.
Листопад — это приспособление растений к пониженному испарению влаги осенью и зимой. Если бы деревья и кустарники не сбрасывали листья, они бы погибли от недостатка влаги.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кому из животных и для чего могут пригодиться сухие осенние листочки?
Предполагаемые ответы детей - Медведь, еж.
Елочка:
Листья, опадая, укрывают корни растений и согревают их в морозы, будто пестрыми шерстяными шалями.
Опавшие листики нужны не только растениям, но и животным. Многие звери устилают свои берлоги, норки и дупла сухими душистыми листьями, веточками хвои.
Воспитатель А вас интересует, почему падает лист с дерева? А если бы не было ветра, всегда ли лист падает? Давайте посмотрим в окно. Всегда ли листья опадают при наличии ветра?
Вы хотели бы узнать это?
Елочка: - Многие дети думают, что листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.
- А вы, ребята, как считаете? Объясните, почему вы так считаете.
Воспитатель: А для чего Елочка и Шалун принесли нам эти материалы и предметы?
- А что нам понадобится для наших опытов?
Елочка:
- А вам интересно узнать, как устроен лист?
- Давайте рассмотрим. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором — лупой.
Опыт №1: Исследование строения листа с помощью лупы
Дать схему:
лист и лупа.
? зарисуй,
? расскажи о нем: форма, цвет, строение.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки.
Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
У листа есть Верхушка и кромка.
Рассмотрите кромку и верхушку листа.
Какой можно сделать вывод?
Да, кромка листа бывает острой или округлой.
Сегодня мы с вами познакомились с интересным массажным мячиком. И сейчас я вам предлагаю сделать гимнастику массаж с помощью такого мячика (Елочка проводит с детьми.)
Самомассаж
Опыт №2: Листья сухие и влажные.
Цель: Узнать все ли листья сухие.
Шалун и Елочка предлагают детям нарисовать как используют осенние листья животные (по выбору).
Воспитатель:
Осень на опушке
Краски разводила,
По листве тихонько
Кистью проводила.
Пожелтел орешник,
И зарделись клены,
В пурпуре осеннем.
Только дуб зеленый
Утешает осень:
«Не жалейте лета!»
Посмотрите – роща –
Золотом одета.
Воспитатель:
Я предлагаю вам выбрать, чем вы будете рисовать: красками или карандашами.
На столе стоят баночки, акварельные краски, кисти, карандаши и бумага для рисования.
Изобразительная деятельность детей: свободное рисование по теме. (Елочка и Шалун прощаются с детьми.)
Воспитатель: - А вот и осенняя мастерская.
Проходите, ребята, располагайтесь.
Воспитатель: Что нам для этого нужно?
- Листья, кисточка, лист бумаги, краски.
- Нам нужны не все краски, а только краски Осени. Какие это краски?
- Жёлтый, красный, зеленый, оранжевый, коричневый.
Воспитатель: Правильно, а если у нас нет оранжевого, что делать?
- Её можно сделать, смешав желтую и красную краску на палитре.
- Ребята, давайте вспомним правила пользования кисти и краски. Что мы будем делать вначале?
- Правильно. Не забывайте, что листья располагаются по всему свободному пространству.
Ребята, кто уже определился с выбором краски и листа, можете приступать к работе.
Воспитатель: Мнение, что листья опадают, потому что они плохо переносят холод и ветер верно? Я предлагаю вспомнить итоги наших опытов, и кому нужны опавшие листья.
Что нового вы узнали?
Как вы изображали осенний лист?
Воспитатель: Вы, ребята, молодцы!
Как вы сможете использовать то, что узнали сегодня?
Нам Елочка оставила сертификаты юных защитников природы.
Как вы считаете, вы сегодня много узнали?
И если вы считаете, что достойны звания знатока и защитника природы, то можете взять. (Вручение и обсуждение.)