Цель: Формирование у детей основ экологической культуры.
Обучающие задачи:
Систематизировать знания детей о природе.
Дать представления о воздухе, как необходимом элементе для жизни всего живого.
Развивающие задачи:
Закрепить правила поведения в природе.
Развивать навыки общения, умение работать в паре и группе.
Формировать начальные навыки речи – доказательства.
Вводить в активный словарь слова «прозрачный», «невидимый», «чувствовать».
Развивать элементарные навыки сотрудничества: используя схемы-картинки при организации игры, распределении ролей, подготовке места и материала.
Воспитательные задачи:
Воспитание гуманного и ответственного отношения ко всему живому; чувства милосердия; интереса к природе, проблемам ее охраны; правильного поведения в природной среде.
Материалы: иллюстрации животных и растений Пермского края, Красная книга, «Вишерский заповедник», «Басеги», правила поведения в природе; фонограммы «Шум леса», «шум моря», «шум ветра», мелодия «В мире животных»; мягкие модули; игрушечные деньги; билеты; руль; 2 листа А 3; маркеры – синий, зеленый, красный, черный; 2 мольберта; презентации по темам: лес, вода, воздух; ИКТ оборудование, металлофон, мяч.
Словарная работа: «Красная книга», «Заповедник», «Вишерский заповедник», «Басеги».
Предварительная работа: Экскурсии в лес, березовую рощу. Сюжетно-ролевая игра «Транспорт». Игра «Съедобное – несъедобное». Чтение художественной литературы о природе. Беседы на темы: «О правилах поведения в лесу», «А что если…».
Воспитатель играет на металлофоне мелодию «Во поле береза стояла»…
(Дети подходят к воспитателю и становятся в круг.)
Психогимнастика:
Воспитатель: - Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я собралась в путешествие, в волшебную страну под названием «ПРИРОДА». Вы со мной поедите? (Ответы детей.)
- А вы знаете, что такое природа? (Ответы детей.)
- Какая бывает природа? (Живая и неживая.)
Но прежде чем отправиться в путешествие необходимо вспомнить правила поведения в природе. А поможет нам в этом игра «Разрезные картинки со схемами о правилах поведения в природе»:
Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Берегите лес!
Не рвите цветы!
Не разрушайте муравейники!
Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей, пчел!
Не ловите животных и птиц, не уносите их домой!
Не обрывайте ягоды дикорастущих растений!
Не трогайте ядовитые растения руками, научитесь различать их!
Не трогайте грибы!
Не уничтожайте дождевых червей!
Не подходите близко к гнездам! Не разоряйте их!
Не оставляйте после себя мусор. Никогда не выбрасывайте его в водоем!
Не кричите!
Дети по желанию объединяются в пары, получают конверт и собирают картинку. Кто собрал, называет свое правило поведения в лесу.
Воспитатель: Ребята, на каком транспорте люди путешествуют? (Предположения детей.) А какой транспорт из модулей мы можем построить сейчас в группе? (Автобус.)
Конструктивная деятельность: «Строительство автобуса».
Цель: побуждать детей самостоятельно находить конструктивные решения при постройке автобуса.
Материал: мягкие модули, стулья, руль.
Элементы сюжетно - ролевой игры: «Поездка на транспорте…»
Цель: Продолжать развивать элементарные навыки сотрудничества: используя схемы-картинки при организации игры, распределении ролей, подготовке места и материала.
Материал: схемы для распределения ролей – кондуктор, водитель, билеты, деньги.
Воспитатель: Наше путешествие в природу начинается…
Звучит фонограмма «Шум леса, пение птиц».
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы приехали? (Предположения детей.)
Остановка «ЛЕСНАЯ» с использованием ИКТ.
(Демонстрация слайдов о лесе.)
Беседа по вопросам:
- Что такое лес? (дом для многих растений, животных, птиц).
- Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие).
- А животные, которые живут рядом с человеком? (домашние).
- А что растет в лесу? (деревья, кустарники, цветы, грибы, ягоды).
Пальчиковая гимнастика «Поход в лес»
Цель: развитие мелкой моторики кистей рук.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел
Потому и потолстел!
Воспитатель: Снова садимся в автобус. Путешествие продолжается…
Звучит фонограмма «шум моря».
Остановка «МОРСКАЯ» с использованием ИКТ.
(Демонстрация слайдов о воде, море.)
- Кто живет в воде?
- А вода нужна только рыбам? (ответы детей).
- Для чего нам всем нужна вода? (ответы детей).
Д/и «Съедобные жидкости».
Цель: Развивать умение детей за короткое время подразделять жидкости на две категории: съедобное и несъедобное.
(Чай, кофе, компот, морс, борщ, суп, бульон, кисель и т.д.)
Воспитатель: И снова в путь!
Звучит фонограмма «шум ветра».
Остановка «Воздушная» с использованием ИКТ.
(Демонстрация слайдов.)
- Ребята, ветер - это поток воздуха.
- А кто живет в воздухе? (ответы детей).
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (перелетные).
- А птицы, которые зимой остаются с нами? (зимующие).
- Воздух нужен только птицам? (ответы детей)
Интерактивная игра «Кому нужен воздух».
Цель: Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
Дыхательная гимнастика.
Как дышит человек? Положите ладонь на грудь и почувствуйте, как происходит дыхание?
Вдох – вдыхает хороший воздух (кислород).
Выдох – выдыхает плохой воздух (углекислый газ).
Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду.
Опытно-экспериментальная деятельность: «Человеку и животным необходим воздух».
Цель: Формировать понимание того, что человек не может жить без воздуха. Помочь детям сделать вывод о том, что растения дают живым существам кислород для дыхания.
Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. (Дети выполняют.)
Долго ли вы смогли находиться без доступа воздуха?
Что почувствовали, что испытали? (Ответы детей.)
Действительно, человек может очень недолгое время обходиться без воздуха.
Прослушивание стихотворение:
Через нос проходит в грудь
И обратный ищет путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем!
Воспитатель подводит детей к выводу, что человек не может жить без воздуха. Мы вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ. Но откуда же берется кислород? Кто же нас выручает? Кто не позволяет нам задохнуться?
Обращение к личному опыту детей: вспомните, где вам легче дышится? (Парке, в лесу, там, где много растений.)
Вывод: Легко дышать нам помогают растения. К счастью, им необходим именно углекислый газ, который мы выдыхаем. Поэтому и дуб – великан, и маленькая травинка, и комнатные растения ловят углекислый газ и возвращают в воздух кислород.
Подумайте, как же человек может способствовать, тому чтобы воздух был чистым? (Ответы детей.)
Создание плаката с призывом беречь воздух. (Дети делятся на две группы (по цвету одежды) схематично рисуют на мольберте.)
Больше сажать деревьев, цветов, ухаживать за ними.
Поливать улицы, дорожки водой, чтобы было меньше пыли
Не бросать мусор
Водители должны следить, чтобы машины были исправны и не выделяли много выхлопных газов
На заводах и фабриках должны работать специальные лаборатории, следящие за тем, чтобы отходы производства очищались. Для этого на трубы ставят фильтры, строятся очистные сооружения.
Интерактивная игра « Хорошо – плохо».
Дети выбирают изображения когда воздух выступает, как помощник человека и когда наносит ему вред (ураган, смерч, суховей и т.д…)
Человек может прожить
Без пищи – 30 дней;
Без воды – 14 дней;
Без воздуха – несколько минут.
Мы вдохнули глубоко,
И живётся нам легко.
Воспитатель: Ну что ж теперь пора возвращаться в детский сад, занимайте места в автобусе. Пока мы едем, давайте покажем, как живем в детском саду.
Физкультурная пауза «Как живешь?»
Текст | Описание движений |
– Как живешь? – Вот так! |
Показываем большие пальцы обеих рук, держа их вверх. |
– Как идешь? – Вот так! |
Маршируем. |
– Как бежишь? – Вот так! |
Бег на месте. |
– Ночью спишь? – Вот так! |
Ладошки соединяем вместе и кладем на них голову. |
– Как берешь? – Вот так! |
Прижимаем ладошку к себе. |
– А даешь? – Вот так! |
Ладошку от себя вперед. |
– Как шалишь? – Вот так! |
Надуваем щечки и кулачками мягко ударяем по ним. |
– Как грозишь? – Вот так! |
Погрозить пальцем вперед или друг другу. |
Интерактивная технология «Интервью»
Навстречу детям выходит младший воспитатель и спрашивает:
- Ребята! Вы откуда приехали? (Ответы детей.)
- Что вы вспомнили и что нового узнали во время путешествия? (Ответы детей.)
- Как вы будете беречь природу? (Ответы детей.)
Воспитатель дает положительную оценку участию каждого ребенка, отметив любознательность, находчивость при решении проблемных ситуаций.