Цель: Создать условия для обобщения знаний о природе Алтайского края.
Задачи:
Закрепить знания о природе Алтайского края, о растительном мире родного края;
Познакомить с красной книгой;
Развивать познавательные интересы детей (воображение, речь, внимание, память);
Воспитывать интерес своей стране, чувство любви, гордости за свой край; бережное отношение к родной природе;
Создавать условия для развития социального и эмоционального отзывчивости, партнерского взаимодействия.
Интеграция образовательных областей:
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- социально – коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Давайте скажем слова благодарности сегодняшнему дню и нашим гостям:
- Доброе утро солнце тебе!
- Доброе утро земле и воде!
- Доброе утро травке, цветам!
- Доброе утро нашим гостям!
- Положи свои ладони на ладони соседу,
- Положи ладони. (Это мы! Нам хорошо вместе!)
- Обнять себя за плечи – это я, погладить себя по плечам. (Я хороший, добрый люблю себя!)
- Опять положить ладони на ладони друг друга. (Это мы! Мы вместе! Нам хорошо вместе!)
Так как нам хорошо вместе, давайте еще и станем партнерами.
Игра называется: «Партнеры» согласны?
Правила игры:
Я раздаю каждому по одной карточке, на которой изображено животное. Изображение повторяется дважды, т.е. на двух карточек. К примеру, если вы получили карточку с изображением слона, знайте – такая карточка есть еще у одного игрока. Я раздаю карточки – вы не показываете.
Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами. Нельзя говорить и издавать звуки «вашего животного».
Другими словами: все, что вы будете делать молча.
Когда вы найдете свою пару, возьмите за руки, не открывая картинку, продолжайте молчать.
Пары образованы.
Ответьте - кто вы? (Отвечайте, глядя на карточку.)
Звонок на телефон группы.
- Простите, я отвечу.
- Алло! Здравствуйте. Да! Это детский сад «Ласточкино гнездышко».
- Да! Это группа…
- Да! Кузя наш друг! Но мы почему то никак не можем дождаться от него план – карту, где он приготовил нам клад.
- Слушаю телефон.
- Все понятно!
- Ребята, Кузя попал в беду!
- Помните, как мы ему помогли перебраться через реку к другу.
Так вот на обратном пути через лес, его повстречала Баба Яга, она ведь не хотела его отпускать вместе с волшебным сундучком.
И что вы думаете? Она заколдовала его, и теперь он не может вернуться к нам.
Он забыл про все:
- Где жил?
- Кто его друзья?
- Как называется наш край, где мы живем?
Посмеивается над ним и говорит:
«Вот вспомни все и попадешь к своим ребятам».
Ну что будем выручать Кузю?
- А что для этого нужно сделать?
Я догадалась, утром, на столе я обнаружила альбом. Он выглядел неприятно. Хотела спросить у вас… кто хозяин?
На столе альбом, разрисованный черной гуашью с подписью: Заколдованные страницы. Ответьте на все вопросы и Кузя ваш. Только так. С уважением Баба Яга.
1 страница.
Как называется ваша страница?
Как называется ваш край?
Что это за карта?
Что обозначают цвета на карте?
Дети: зеленый – лес;
Светло – зеленый - луг;
Синий – реки, озера;
Коричневый – горы.
2 страница.
Отгадайте загадку:
«Не начала, а ни конца
Ни затылка, ни лица.
Знают все, и млад и стар,
То, что она большущий шар.
(Земля).
3 страница
Ответьте на вопрос сказки.
- читаю сказку «Подожди и узнаешь».
4 страница.
- раскинулись степи Алтая
И вширь, и в длину далеко
Посмотришь – как будто нет края,
Лишь солнце палит высоко.
- Гляжу на наши просторы
Любуюсь – какая Земля!
Покрытые новым убором
В хлебах утопает Земля.
И места нет более краше
Любимый, цветущий наш край!
Ты – житница Родины нашей
Ты – золото наше Алтай!
5 страница
О каком дереве идет речь?
«Стоит дерево цветом зелено, в нем 4 угодья:
- первое – больным на здоровье (банный веник);
- второе – от темени свет (лучина для освещения изб);
- третье – дряхлых, вялых пеленать (береста на горшки);
-четвертое – людям колодец (березовый сок).
- Какие еще деревья растут на Алтае?
Считается, что береза – символ Земли русской.
Хоровод «Березка», «Ручеек».
6 страница
О каком царстве – государстве идет речь?
В моем царстве – государстве, живут они поживают горя не знают. Так и жили бы, но пришел к нам человек и изменил привычный ритм жизни. Построил человек шахты и давай всех беспокоить, использовать нас в своих целях: строить дома, дороги.
Речь, о подземном царстве и полезных ископаемых. Железная руда, песок, гравий, уголь, мрамор, глина, гранит.
7 страница.
А что это за трава такая, кровь останавливает?
Какие травы растут на Алтае?
- крапива, ромашка, одуванчик, подорожник…
Давайте расскажем о подорожнике.
8 страница
Что это за Красная книга?
Зачем люди ее придумали?
9 страница
Что такое лес?
Если здесь деревьев много,
И кусты внизу растут,
Если вовсе нет дороги,
Лишь тропинки вдаль ведут,
Если кроны тех деревьев
Закрывают даль небес,
Значит – перед вами – Лес!
Лес – это место в природе, где растет много деревьев, это место обитания лесных жителей.
Давайте, мы с вами станем картографами – оживим карту Алтайского края. Разместим на ней деревья, животных.
10 страница.
Что обозначают эти знаки?
-Это природоохранные знаки.
11 страница
Теперь я думаю, Кузя вспомнит все и вернется к нам. Ведь отвечая на вопросы, мы совершили небольшую прогулку по Алтайскому краю. Да ребята, нам повезло мы живем в таком прекрасном месте, как Алтайский край. Алтайский край – это наша малая Родина.
Алтай! Будет сложено множество песен о дивной твоей красоте!
Ты так многолик
И настолько чудесен,
Как сказка о светлой мечте.
Песня М. Евдокимова «А Родина – это Алтай».
Рефлексия.
Вы помните какой вопрос задавала яблонька своей маме?
- А вы можете задать этот вопрос себе и ответить на него?
- Какое большое дело сделали?
- Какое у вас состояние духа?
- Какие мысли?
Думаю, Кузя нам будет благодарен.
Спасибо за работу!
Приложение
Сказка «Подожди и узнаешь».
Маленькая яблонька росла около своей мамы – яблоньки.
Однажды яблонька спросила: Мама, я хочу знать, зачем я расту, какую пользу я могу принести в этом мире?
- «Подожди и узнаешь» - сказала мама – дерево. И маленькая яблонька стала ждать.
Наступила весна, и на маленькой яблоньке один за другим стали распускаться прелестные цветы. Маленькое дерево было счастливо.
- «О» - теперь я вижу, каким я могу быть и как могу радовать всех своими красивыми цветами. Когда цветы опали, деревце загрустило.
- «Я больше не выгляжу так привлекательно. Что же мне делать?»
- «Подожди и узнаешь» - сказала мама – дерево.
Шло время, и в тех местах, где когда – то были цветочки, появились маленькие зеленые яблочки. Это обрадовало маленькое деревце.
Однажды к деревцу подошли дети. Один мальчик сорвал яблочко, попробовал, сморщился и бросил его на землю.
- «Мои зеленые яблочки никому не нравятся, никому не нужны.
-Теперь я уверена, что никогда никому не буду полезна.
- Что же мне делать?».
- «Подожди и узнаешь» - сказала мама – дерево.
Пришла осень. На деревьях стали желтеть листья, а зеленые яблочки стали наливаться и краснеть.
- «Смотрите, какие чудесные яблоки растут на этой яблоньке» - сказали проходившие дети.
Давайте их соберем и отнесем нашей маме. Как она обрадуется, ведь она очень любит такие яблоки!»
Когда дети ушли с яблоками мама – дерево спросило:
- «Дорогая моя, теперь ты знаешь, какую пользу приносишь?».
- «Да!» - ответила маленькая яблонька. Но не одна я, а еще и тот, кто меня кормил.
Отдельно презентация по страницам, в помощь воспитателям и детям.