"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".
Е.Флерина.
Классификация проекта:
по составу участников – коллективный проект (групповой)
по целевой установке – приобщение детей к культуре родного края
по тематике – творческий проект
по срокам реализации – кратковременный проект
Вид проекта:
ролево-игровой
Цель: создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края.
Программное содержание проекта:
Познакомить с самой популярной русской народной деревянной игрушкой – матрешкой. Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность.
Достижение поставленной цели возможно, если решить следующие задачи:
* Сформировать у ребенка представление о русской народной игрушке МАТРЁШКЕ.
* Создать условия для участия родителей в образовательном процессе.
* Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.
* Познакомить детей и привлечь родителей к историческому и культурному наследию родного края.
* Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами.
План тематического проекта
1. Тема и ее происхождение «Мы веселые матрешки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами» (вторая младшая).
2. Интеграция областей в рамках НОД и совместной деятельности, которые можно изучать в ходе реализации проекта: Художественное творчество (сарафан для матрёшки), конструирование (построение домиков для матрёшек), аппликация (матрешка), лепка (угощение для матрешки), математика (дидактические игры), театрализация, физкультурное развитие: физкультурный досуг, утренняя гимнастика, хороводные и подвижные игры.
3. Необходимые материалы: выставка игрушек матрешек; плотный картон белого цвета; вырезанные трафареты матрешек; кисти; гуашь; цветная бумага; клей; пластилин; «строительный материал»; костюм матрешки; цветные карандаши;
4. Вопросы к детям по предлагаемому проекту
Что мы знаем? - Это игрушка.
Что мы хотим узнать? – Из чего сделана? Как играть?
Как нам найти ответы на наши вопросы? – Можно узнать у мамы или папы. Можно спросить у воспитателя. Можно посмотреть в компьютере.
5. Оценка. Что нового узнали? (С точки зрения детей и воспитателя)
6. Предложения по расширению и совершенствованию проекта
II Актуальность проекта:
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.
Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушки Матрены в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Учитывая особенности матрешки надо целенаправленно использовать ее в детском саду
Основные задачи можно сформулировать так:
1. Выяснить влияние русской народной игрушки - матрешки на эстетическое развитие дошкольника.
2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, аппликации, рисунке, в игре).
Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:
1). Рассматривание и описание детьми матрешек.
2). Рассказ воспитателя о матрешке и ее мастерах. (Сказка о происхождении, рассматривание и описание матрешек разных областей – характерные признаки рисунка).
3). Составление детьми рассказов с персонажем - матрешкой.
4). Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.
Работа проходит в несколько этапов:
а) изучение представлений детей о матрешке (рисование)
б) ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование)
в) мастер – класс для родителей «Как играть с матрешкой».
г) составление сказок и рассказов о матрешке (совместная деятельность детей с родителями – книжки малышки)
д) использование детьми матрешки в самостоятельно организованной деятельности детей (мастер класс для родителей)
Данный метод предполагает реализацию ряда принципов: это
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Домашние задания для совместной деятельности с родителями.
Презентация проекта - книжки-малышки (выход на другие группы), открытое занятие (физкультурное развлечение).
Сроки: 2 недели (май).
III Основные этапы метода проекта
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Результат:
- Участие в проекте 65% семей, посетили мастер - класс «Как играть с Матрешкой»
- Заинтересованность детей темой: русская народная игрушка «Матрешка», проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
- Принесение детьми из дома своей литературы для чтения, самостоятельно нарисованные рисунки матрешек.
- Обыгрывание в детском саду сюжетно – ролевой игры
«К нам Матрешки в гости пришли».
- Проведение физкультурного досуга «В гостях у матрешки».
- Интеграция областей в НОД «Палочки для мороженного» и др.
- Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора домиков для Матрёшек по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
- Организация в детском саду для детей 1 младшей группы презентации своих книжек – малышек о матрешках.
В какие еще игры можно играть с матрешками?
Мастер класс для родителей (выдержки)
1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту - “забудьте” одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
6. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.
7. Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошинки по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.
8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет отыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на “старший - младший”, в игре покажите преимущества каждого ребенка.
9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.
В заключении: После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
НОД Художественное творчество. Конструирование «Домики для Матрешек»
НОД по познавательному развитию и художественному творчеству (изодеятельность, аппликация)
«В гости к нам пришла Матрешка»
Цель:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.
Программное содержание:
Привлекать внимание детей к ручной народной игрушке – матрешке. Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрёшкой. Учить выделять некоторые знакомые детям детали ее костюма (сарафан, кофта, платок, фартук), видеть их красоту. Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, продуктивной.
Развивать фантазию, мышление, внимание. Приобщать к истокам устного народного творчества и декоративно-прикладного искусства.
Методы:
Наглядный, словесный, практический, эвристический.
Приёмы:
Эмоциональный настрой (использование на занятии музыкальных произведений), показ и рассматривание иллюстрации, беседа, загадка, указания, пояснения, сюрпризный и игровой моменты.
Словарная работа
Расписная, сарафан, фартук, кофта, мастер, художник
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением матрешки, чтение произведений устного народного творчества (потешки, загадки) слушание музыкальных фольклорных композиций.