Мишутка

Детсад

Раннее развитие

Развитие речи

Природоведение и экология

ОБЖ и валеология

Физкультура

Рукодельница

14–24 месяца: проверяем развитие речи

Если вы похожи на большинство родителей, после появления ребенка у вас остается не очень много времени на себя. Вас меньше беспокоит состояние вашей прически, вы редко высыпаетесь, и у вас почти не получается заниматься спортом.

Этот эксперимент никак не облегчит вашу участь.

Зато он станет для вашего ребенка интенсивной тренировкой по изучению слов, благодаря которой его лексикон будет пополняться каждый день! Если вы повторите эти простые шаги несколько раз в ближайшие недели, то не просто научите своего малыша новым словам – вы научите его запоминать их!

Что вам нужно

1. Пара предметов одинаковой формы, но как можно сильнее отличающихся другими характеристиками (скажем, размером, цветом, материалом и текстурой).

Пример: маленькая синяя пластиковая вилочка и большая серебряная вилка.

2. Три дополнительные пары предметов, выбранных по тому же принципу: два мяча, две чашки, два кубика и т. д.

3. Четыре любые игрушки или предмета домашнего обихода – что угодно, лишь бы они не были аналогами выбранных вами парных предметов.

Как это работает

Создайте привычную повседневную обстановку для игры с ребенком. Вы можете сидеть на полу или за столом, а малыш – на высоком стульчике.

Возьмите любые два из выбранных вами парных предметов (скажем, вилки) и играйте ими пять минут как обычно, с одним исключением: за это время вам нужно минимум десять раз повторить их название.

Вот несколько идей вам в помощь.

• Передавайте парные предметы друг другу («Вот вилки, возьми их! Можешь передать вилки папе?»).

• Прячьте парные предметы за спиной, а потом эффектно доставайте оттуда («Где же вилки? А, вот же они!»).

• Делайте вид, что парные предметы летают («Вилки летают!») или шагают по столу («А-а-а-а-а-а! Вилки живые!»).

• Используйте парные предметы в сочетании с другими игрушками («Вилки едут в вагоне»).

• Помещайте парные предметы в неожиданные места («У меня нос-вилка»).

• Включите фантазию и придумайте еще что-то! Вариантов бесконечно много.



Примерно в середине этой игровой сессии достаньте один из непарных предметов или игрушек. Покажите его ребенку и подчеркните, что он отличается от тех парных, с которыми вы играете («Это не вилка!»), отложите в сторону и продолжайте игру с парными предметами, пока не истекут пять минут.

Повторяйте шаги 2–3, пока не переиграете со всеми четырьмя парами предметов. Не обязательно, чтобы вы играли ими всеми подряд, – эксперимент можно растянуть во времени.

Отлично, все вы первоклассные, ориентированные на успех супермамы и суперпапы. Вы только что узнали, как помочь ребенку подготовиться к выпускным экзаменам в школе – притом что он еще горшком пользоваться не умеет! (Или умеет? Боже, какие вы стремительные!)

Лучших результатов можно добиться, если повторять этот эксперимент много раз в следующие несколько недель. Поскольку он проходит в игровой форме, это будет несложно. Главная проблема (учитывая, что мозги у родителей обычно немного набекрень) – не забыть о нем.

Так почему же в ходе эксперимента ваш ребенок научится запоминать слова? Ну, тут всё просто. Когда вы называете два разных предмета одним и тем же словом – например, «вилка», – ребенок инстинктивно пытается определить, что же делает их одним и тем же. Иными словами, он ищет в них сходство. В этом эксперименте вы максимально облегчили ему задачу, показав две совершенно разные вилки. Общая у них только форма. Поэтому он запоминает, что «вилка» предполагает вилообразную форму.

Одновременно с этим он знакомится с тремя другими парами предметов (скажем, мячами, чашками и кубиками) и узнает, что их тоже называют так из-за формы. Да, так и есть. «Мячи» имеют форму мячей, «чашки» – чашек, «кубики» – кубиков. Обобщив весь полученный в ходе эксперимента опыт, ребенок понимает, что есть общее правило, которое гласит «__________ имеет форму __________», или что названия предметов определяются формой.

И еще ваш маленький умник теперь точно знает, на что обращать внимание, когда запоминаешь название предмета!

Преподав ребенку столь важный урок обучения новым словам, можете ожидать впечатляющих результатов. Он быстрее запомнит не только эти слова, но и те, которым вы его не учили. И что в итоге? Его словарный запас будет расти не по дням, а по часам, и вы оглянуться не успеете, как он будет готов сдавать вступительные экзамены в университет – примерно на пятнадцать лет раньше, чем принято!

Как помочь ребенку

Еще один важный аспект, который делает этот эксперимент столь эффективным для обучения вашего ребенка, – использование сравнения и противопоставления. Малыш сравнивает пару одинаково называющихся предметов, чтобы понять, что в них общего, и противопоставляет их тому, который вы показываете ему в середине игровой сессии и который называется совсем иначе, чтобы понять, в чем их различия.

Именно использование этих двух методов помогает ребенку запоминать больше слов, причем гораздо быстрее.

Например, если играть с малышом сегодня маленькой синей пластиковой вилочкой, а завтра – большой серебряной вилкой, он тоже запомнит слово «вилка». Но ему понадобится больше времени на то, чтобы понять, что «вилка» имеет вилообразную форму, поскольку вы не фокусировали его внимание на самых важных деталях. Ребенок мог бы получить подсказку, что форма предмета чрезвычайно важна для его названия, а вместо этого вынужден держать в голове все случаи, когда он сталкивался с вилкой, и пытаться анализировать самостоятельно, что в них общего и что разного.

Исследования показывают, что сравнение и противопоставление помогают детям изучать много нового, в том числе существительные, прилагательные, способы решения математических задач, использование аналогий (всего не перечесть). Поэтому лучше применять сравнение и противопоставление в повседневных игровых ситуациях. Например, если вы хотите объяснить ребенку, что такое размер, можно показать ему маленький стульчик и маленькую мышку и сказать: «Смотри, они оба маленькие!» Можно также противопоставить два предмета, которые отличаются только тем свойством, которому вы обучаете ребенка. Покажите ему большую и маленькую чашки и скажите: «Эта чашка – большая, а эта – маленькая». Используйте этот метод для объяснения ребенку чего угодно: от названий предметов, которые он учит сейчас, до методов решения математических задач, которые он будет изучать очень скоро!

Как помочь себе

Теперь, когда ваш ребенок овладел техникой сравнения и противопоставления, у вас появился новый способ занять его, чтобы выкроить несколько драгоценных минут на себя. В следующий раз, когда малыш не захочет отпускать вас вздремнуть минутку, оплатить счета или поговорить наконец-то с кем-то взрослым, попробуйте следующее.

Посмотрите на любую игрушку, книгу, предмет домашнего обихода или тот мусор, который ребенок принес вам показать, и скажите: «Ух ты! Ты нашел _________! Можешь пойти поискать другой _________?» Его восторг по поводу вновь обретенной способности сравнивать предметы заставит его радостно искать пару тому, на что вы указали, а вы в это время сможете заниматься своими делами.

Когда он вернется с победой, поздравьте его с этим достижением, а потом дайте следующее задание, на этот раз основанное на противопоставлении: «У тебя зеленый _________. Можешь найти розовый _________?» Еще немного времени «на себя» в вашем распоряжении.

Эту игру можно продолжать сколь угодно долго. Она на пользу словарному запасу вашего ребенка – и вашей психике!

Поиск

 

Заюшкина светелка

Маленькая страна

 

Блок "Поделиться"

Скоро в школу

Педагогический калейдоскоп

Творчество