Актуальность:
Конспект отражает потребность ребенка в новых впечатлениях в активном включении детей в экспериментальную деятельность. Новизна в необычной связки эксперимента с творчеством и игрой, а то, что прожито ребенком эмоционально, ярко, необычно запоминается надолго.
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
Примечание (дополнительная информация к конспекту) | ||||||
1. | Доминирующая образовательная область | Познавательное развитие | Согласно ФГОС ДО | |||
2. | Вид деятельности детей | Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная. | Согласно ФГОС ДО | |||
Методическая информация | ||||||
1. | Тема образовательной деятельности | Радужная весна | ||||
2. | Методы и приемы реализации содержания занятия |
Наблюдение; игра-экспериментирование; рассказ; беседа; проблемная ситуация. Словесный, наглядный, описательный, игровой. |
||||
3. | Интеграция образовательных областей |
Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие |
||||
4. | Возрастная группа: | Старшая группа 5-6 лет | ||||
5. | Цель: |
Формирование представлений о природных явлениях через метод экспериментирования. |
||||
6. | Задачи | |||||
6.1 | Развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в процессе наблюдения за явлениями природы весной их происхождением используя эксперимент, худ. литературу и презентацию. | |||||
6.2 |
Закреплять у детей знание о свойствах воды, бумаги. Совершенствовать речь детей. Формировать любознательность, интерес к поиску причинно-следственных связей, самостоятельность при объяснении явлений природы весной. |
|||||
6.3 | Воспитание умения любоваться красотой природных явлений | |||||
7. | Планируемые результаты | |||||
7.1 | Сформирована любознательность, интерес к поиску причинно-следственных связей, самостоятельность при объяснении явлений природы весной. | |||||
7.2 | Развито воображение детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательной) | |||||
7.3 | Воспитаны, умеют любоваться красотой природных явлений. | |||||
8. | Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) |
Демонстрационный: вентилятор, емкость для воды, прозрачные стаканчики разной формы, пищевые красители, салфетки, аудиозапись, Раздаточный: прозрачные стаканчики, салфетка, фломастеры, салфетки, палочки, песок, цв. вода, бумажные цветы, тарелки с водой, стаканчики. |
||||
9. | Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты | чтение художественной литературы о весне; заучивание стихов о радуге, чтение загадок о весне, опыты с цветами. | ||||
Конспект занятия (образовательной деятельности) | ||||||
I. | Вводная часть | |||||
1.1 |
Введение в тему (создание проблемной ситуации) |
Ритуал приветствия Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся. Здравствуйте гости, Милости просим. Здравствуйте дети, Вы лучшие на свете Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! Чтение стихотворения Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Тёплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня. (инсценировка) Солнце, землю согревая, Гонит с нашей горки лёд. Тает баба снеговая (снеговик тающий) И ручьями слёзы льёт. |
||||
1.2 | Мотивация деятельности детей |
- Ребята, как бы вы назвали это стихотворение? Почему? - О каком времени года идет речь в стихотворении? - А какие приметы весны вы знаете? (дети называют приметы) - Ребята, всё, что мы сейчас назвали: ночь становится короче, тёплый ветер дует с юга, капель, солнце пригревает, тает снег – всё это признаки весны. И именно их мы будем сегодня исследовать и изучать. |
||||
1.3 | Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
Ребята, я предлагаю у нас в группе увидеть, создать с помощью экспериментов природные явления. Итак, что же такое ветер? (Влетает Карлсон.) |
||||
II. | Основная часть: | |||||
2.1 | Актуализация ранее приобретенных знаний |
Привет, ребята! (садится к детям на ковер). К- Я вам шарик принес (протягивает детям не завязанный шарик, отпускает его, шарик улетает). Ну да ладно, пусть летит. К- Я слышал, вы сегодня о ветре говорите. Ветер - мой лучший друг, я только что с ним расстался. Еле долетел к вам, он мне прямо в лицо дул. К -А как вы думаете, я умею ветер делать? (ответы детей.) К - Правильно. На спине у меня есть замечательная штука... пропеллер называется. И моторчик есть, я моторчик включаю, пропеллер вертится, воздух движется, ветер дует.. К - Подставьте свои полоски, что происходит? Почему полоски двигаются? (ветер) К - А если выключить? (предположения детей). Давайте проверим. Выключает вентилятор. К - Почему полоски перестали двигаться? (Ветра нет.) К - Откуда же вдруг у нас тут появился ветер? (вентилятор крутится, воздух движется, получается ветер Воспитатель - Карлсон, да мы сами можем создавать ветер. Хочешь научиться? Дуем холодным воздухом, дуем теплым воздухом. Какой воздух сильнее холодный или теплый? А как еще можно ветер сделать? (подуть, помахать веером, руками, платочками и т.д.) К - А это что? (Подходит к вентилятору.) Может это пропеллер вашей воспитательницы? Наверное, она от вас улетает отдохнуть на крышу, когда вы плохо себя ведете? Воспитатель - Карлсон, у нас гости, мы говорим о весне, о природных явлениях весной, а ты все шутишь, не вовремя, между прочим, а у нас на кухне пекут вкусные булочки с конфеткой. К – Все лечу. |
||||
2.2 | Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
С наступлением весны в природе происходят изменения. Дует теплый ветер. А еще говорят, весна бывает разная: в марте - весна света, в апреле - воды, в мае - зеленой травы В марте весна света. Что это означает? Правильно солнце начинает святить все ярче и ярче, становиться все теплее и теплее. И только от солнца появляется такое явление как радуга. Радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. Слово «радуга» похоже на слово «радость». Радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга. «Райская дуга» называли её в старину и верили, что она приносит счастье. С тех пор так и зовут - радуга. Радуга бывает с одной, с двумя дугами. Мало кому известно, но существует и ночная радуга. Ночью, когда заканчивается дождь, радуга может возникнуть и в результате действия лучей, отражаемых луной. Несомненно, она не такая яркая, как днем, но видно ее замечательно. В зимнее время радуга возникает очень редко, но по своей красочности и живописности она отличается от всех остальных. Эта полоса цветных линий называется спектр. Слайд-шоу. Ребята, как вы думаете, мы в группе можем получить радугу? Опыт с радугой. Воспитатель делает радугу на стене с помощью СД диска, призмы. Для этого я “поймала” призмой белый луч и получила изображение радуги на стене. Получилась вот такая радуга. Радуга. Цель опыта: показать детям, что солнечный свет состоит из спектра, закрепить представление о семи цветах радуги. А мы с вами пройдем за столы и сделаем опыт, «растущая радуга» при помощи фломастеров и воды. Берем полоски салфетки, внизу ставим точки. Запомним с вами шуточный текст: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» для запоминания порядка расположения цветов в радуге. Каждое слово этой фразы начинается на букву, с которой начинается слово, обозначающее цвет радуги. Первое слово «каждый», начинается на букву? (к), значит первый цвет в радуге какой? (красный). Второе слово в этой волшебной фразе «охотник», на какую букву это слово? (на букву о), а какой цвет на букву «о»? (правильно, оранжевый). Так последовательно разбираем каждое слово, выделяем букву и вспоминаем цвета: (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Сколько всего цветов в радуге? (семь). Опускаем в стакан с водой бумажку, и посмотрите, что происходит, у нас вода поднимается вверх и растворяет капельки краски и появляется эффект «растущей радуги» А использовали мы свойства воды – растворять, она растворила точки от фломастеров. Очень красивая получилась у нас радуга. Такой опыт можно сделать дома. И удивить своих близких. Гляньте: радуга над нами, Над деревьями Нарисовать рукой над головой полукруг (маховое движение). Руки поднять вверх, пальцы разомкнуты. Домами Руки сложены над головой крышей. И над морем, над волной Нарисовать волну рукой. И немножко надо мной. Дотронуться до головы |
||||
2.3 | Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
Апрель месяц воды. Почему ребята? (ответы детей) В старину говорили «Мокрый апрель - хорошая пашня» Почему? Ребята, как вы думаете, можно сделать дождь в группе. (Ответы детей.) Опыт «Идет дождь» показывает воспитатель (аквариум, краски) Звучит мелодия дождя. Куда исчезает вода после дождя, после таяния снега? Правильно она бежит ручейками в реки, и впитывается в почву. А что же происходит с растениями, деревьями? Они впитывают влагу и просыпаются. И сейчас мы с вами убедимся в этом. Опыт впитывания питательных веществ из почвы. В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше. Вывод: Корни всасывают из почвы влагу. Значит, вода и солнце будят наши растения. А если опустить палочку в стакан с песком. Что происходит? И наступает месяц май – месяц зелени. Как вы думаете, что это означает? Опыт раскрытия цветов. Бежит, журчит ручей ничей, Чуть тает снежок, через поле – лужок (дети бегут друг за другом волнистой дорогой, позванивая колокольчиками). Воспитатель: Мы оказались с вами около волшебного озера. Присаживайтесь на стулья. Посмотрите на воду и скажите, какая она? (холодная, прозрачная, чистая). А как вы узнали, что вода холодная? Опустите руки в воду, наберите немного воды в ладошки и вылейте, можно тихонько побрызгать (дети играют с водой, все соглашаются, что вода на самом деле холодная). Вывод: Вода весной холодная. Воспитатель: Ребята, обратите внимание, перед нами «волшебное озеро» (емкость с водой), как красиво распускает свои лепестки волшебный цветок (воспитатель располагает бумажные цветы, бумага, размокая в воде, имитирует распускание лепестков цветка). Дети повторяют опыт. Вывод: Распускаться бумажные цветы начинают от того, что волокна бумаги напитываются водой, бумага становится тяжелее и распрямляется под собственной тяжестью. В природе существует особый удивительный мир, завораживающий своей красотой, необычностью форм и таинственностью - мир цветов. Присутствие цветов в повседневной жизни человека привносит яркость и краски и дополняет её суть. Мир цветов с их бесконечным многообразием красок и форм, будит у человека возвышенные чувства. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, желтоглазые ромашки, пушистые соцветия клевера, ярко-желтые одуванчики. Это пестрое и благоухающее разноцветье создает атмосферу праздника весны. Давайте и мы подарим гостям наши волшебные цветы, мы их покрасили в разные цвета (заранее проводился опыт, как влага поднимается к листьям?) Цель опыта: увидеть, как влага поднимается к листьям. Дарим цветы. Посмотрите, и наша радуга дарит нам цветы, но с условием. Красный, оранжевый и желтый цветок возьмите, если вам все было очень интересно. Зеленый, голубей - если что-то было интересно, а что-то нет. Синий, фиолетовый – если что – то вызвало затруднение. |
||||
III. | Заключительная часть | |||||
3.1 | Анализ и самоанализ деятельности детей |
Почему взяли красный, зеленый, фиолетовый. (Анализ.) И какие весенние приметы мы изучали? Чему научились? Что для этого делали? А какие опыты мы покажем дома? Карлсон - А вот и не ждали, а я с булочками. Ого, а чем это вы тут занимались? (Ответы детей.) Ну а теперь пошалим!!!!!!. Что нам помогло? Что у нас не получилось? Почему? Как это исправить? |
||||
IV. |
Дальнейшая разработка темы Организовать в детском саду выставку рисунков на тему «Радуга», провести «Жаворонки», дети с родителями изготавливают поделки к конкурсу «Весенняя капель». |
|||||
Опыт до занятия.
Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.