Программное содержание.
Обучающие задачи:
Совершенствовать фонематическое восприятие;
Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов;
Закреплять умение составлять предложения;
Развивающие задачи:
Развивать речь, внимание, мышление.
Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.
Методические приёмы:
Словесный (вопросы, объяснение).
Наглядный (картинки, показ артикуляции).
Игровой (Д/и: «Узнай звук», «Где звук», «Доскажи словечко», «В каких словах прячется звук [о]»).
Практический (упражнения).
Наблюдение за работой детей, советы.
Оборудование:
Демонстрационный материал: Картина «Рыбаки», карточки с изображением удочки, ведёрка, окуня, буквы, нарисованный прудик.
Раздаточный материал: фишки красного, синего, зелёного цвета, грустная и веселая рыбки из цветной бумаги.
Ход занятия
I. Организационный момент:
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на рыбалку.
- Что мы должны взять с собой? (удочки, наживку, ведёрко).
- И ещё, хорошее настроение
Утром ранним поднимаясь,
Собираясь в добрый путь,
Умываясь, наряжаясь,
Ты улыбку не забудь! (Оксана Варникова.)
II. Основная часть:
- Что мы возьмем с собой на рыбалку?
- Посмотрите на картинку. Что на ней изображено? (Удочка.)
- Какой первый звук в этом слове? [у]
- Какой он? (гласный)
- Какие звуки мы называем гласными? (Их можно петь, при их произнесении воздух не встречает во рту преград)
- Какие гласные звуки мы знаем? [А] [У]
- Для того, чтобы дойти до пруда, надо выполнить задания.
Игра: «Услышь звук»
- Хлопните в ладоши если услышите звук [У].
Удочка, паук, лужа, цветок, улитка, курица, лучик стол.
Игра: «Где звук?»
Определите, где звук «у»
в начале, в середине или в конце слова.
Зубы, утка, наука, кенгуру, глобус.
Игра: «Доскажи словечко»
Он плывёт по простыне.
Как кораблик по волне.
Он хозяйкам добрый друг
Электрический … (утюг).
Вот пришла и осень,
И придут метели.
И с прощальным криком
Птицы … (улетели).
Физкультурная минутка
Мы немножко отдохнём
На рыбалку мы пойдем. (Шагают.)
Накопаем мы червей,
Удочку возьмём скорей, (Машут руками.)
И вприпрыжку побежим –
В воду удочку закинем,
Посидим тихонько.
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько.
Ах, какая красота –
Рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я!
Быстро в садик
побежим –
Вот такой у нас режим.
(Дети выполняют движения по тексту.)
- а теперь посмотрим, какую рыбку мы будем ловить.
Звуковой анализ слова ОКУНИ.
- Какой первый звук? [о]
- Какой он? (Гласный.)
- Какой второй звук? [к], согласный, твердый
- Какой третий звук? [у], гласный
- Какой четвертый звук? [н'], согласный, мягкий
- Какой пятый звук? [и], гласный
(Дети выкладывают на столах при помощи фишек слово окуни.)
-Сколько слогов? (Три.)
- Какой слог ударный? (Первый.)
- какой звук в начале слова? [о]
- Произнесем его (О- о-о).
Игра «В каких словах прячется звук [о]»
Мы ловили рыбу с лодки,
А лентяй – со сковородки.
Мы поджарили треску,
Разделили по куску.
А лентяю – ни куска:
- В море, друг, твоя треска!
Давайте составим рассказ по картине «Рыбаки»
1. Ребята ходили на рыбалку.
2. У них удочки, ведро, рыба.
3. Рыбак поймал большого окуня.
4. Он рассказывает всем о рыбе.
5. Все внимательно слушают.
- Сколько получилось предложений?
- В каком предложении больше всего слов?
Заключительная часть
- Какие звуки мы вспомнили?
- Какие это звуки? Почему?
- Какие задания были интересными, и понравились вам больше?
- Что вызвало трудности?
VII. Рефлексия.
Все отлично справились с заданиями. Ребята, перед каждым две рыбки: веселая и грустная. Если вам было легко справиться с заданиями, то прикрепите на наш пруд веселую рыбку, если же встречались трудности, то грустную.