Цель: систематизировать знания детей о деревьях и их сезонных изменениях в природе.
Задачи.
Образовательные задачи:
1) Расширить и уточнить знания детей о рябине, её красоте и пользе для человека и птиц.
2) Закрепить названия деревьев, умение различать их по строению и внешним признакам.
Развивающие задачи:
1) Развивать любознательность, интерес к природе.
2) Развивать умение рисовать пальчиками.
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать умение видеть красоту природы.
2) Воспитывать художественный вкус, самостоятельность.
Интеграция областей: познание, здоровье, социализация, коммуникация, безопасность, чтение художественной литературы.
Материал: мультимедийное оборудование, презентация «Деревья», альбомные листы бумаги, краски.
Предварительная работа: наблюдения в природе за характерными признаками осени. Рассматривание дерева рябины и ягод рябины, чтение стихов о рябине, загадывание загадок, рассматривание иллюстративного материала; дидактические игры: «Листья и плоды», «Детки к ветке» и др.
Образовательные технологии:
1) здоровьесберегающая: физкультминутка;
2) игровая: дидактическая игра «С какой ветки детки?»
3) технология решения проблемных ситуаций: как рисовать без кисточек?
4) информационно-коммуникативная: презентация «Деревья»;
5) технология триз: почему дерево относится к живой природе?
Ход проведения
Ребята, отгадайте загадку:
«Ягодки на ветках
Как солнышки горят.
Птичкам-невеличкам
Съесть себя велят.»
Правильно, эта загадка про рябину. Сегодня мы познакомимся поближе с этим удивительным и необычайно красивым деревом. Вот оно. (Показ.)
Слайд №1
Можете объяснить, за что считают рябину красавицей? Что, по-вашему, красиво в этом дереве?
(Ответы детей.)
Со всеми рябина дружит, всех накормить старается, а если заболеет кто, так и подлечит. И хотя плоды рябины на вкус горьки, а все равно хороши.
О рябине сложено множество песен и стихов. Вот послушайте одно из них - "Рябина" Е. Алекимовой:
«Тонкая рябина под окном стоит.
В ягодах рубинах солнышко горит
Ветви, словно руки, бледны и желты.
- Отчего, подруга, загрустила ты?
- Оттого, что осень к нам прокралась в сад,
Листьями заносит тропки листопад».
Рябина стройное, изящное, нарядное дерево. Рябиновые листья - сложные, ажурные, осенью расцвечиваются разными красками. Да и само дерево стоит нарядное - на ветках висят грозди красных ягод. Рябина кормит прилетевших зимующих птиц: снегирей и свиристелей. Одни съедают сочную мякоть, другие выбирают питательные семена. Так что, к середине зимы ягод уже не остаётся.
На что похожи ягоды рябины? Послушайте загадку про ягоды рябинки: висят на ветке подружки, прижавшись тесно, друг к дружке.
А теперь давайте немножко отдохнем:
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны.)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания — руки вверх.)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд.)
Вправо-влево, взад-вперёд —
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)
Давайте поиграем в игру: «С какой ветки детки?»
Я показываю «детку», а дети называют дерево. Если дети называют правильно, то открывается слайд с изображением этого дерева.
Слайды №2 - №6
Молодцы, вы справились с этим заданием и правильно определили “родителей” у всех “деток”.
Скажите, пожалуйста, деревья относятся к живой или неживой природе?
Дети: к живой природе.
Почему?
Дети: дерево питается, дышит, растет на протяжении всей жизни.
А как вы думаете, как появляются новые, молодые деревья? (Рассуждения детей.)
Много деревьев растёт в наших парках и лесах, но не все так полезны как рябина. Из ягод рябины готовят варенья, компоты, начинки для кондитерских изделий, а из цветов — чай. Из рябиновой древесины делают мебель, музыкальные духовые инструменты. С давних времен заметили люди целебную силу рябины и стали использовать ее для лечения болезней.
Ребята, у вас на столах листочки, на которых нарисована веточка рябины, я предлагаю вам нарисовать на ней ягодки. Но посмотрите внимательно, на столах нет кисточек, чем - же мы будем рисовать? Кто догадался?
Дети: Мы будем рисовать пальчиками. (Дети рисуют).
Кто закончил рисовать, вытрите пальчики салфеткой. Посмотрите, к вам на ваши веточки прилетели птички, чтобы поклевать ягодки. Приклейте птичку на свою веточку. (Дети приклеивают.)
(Предлагаю принести работы на общий стол.)
Какие красивые ягодки получились у вас. Молодцы! Сейчас я угощу вас протёртой рябиной с сахаром (даю попробовать по ложечке рябины детям). Понравилось угощение? С каким красивым деревом мы с вами сегодня познакомились? Правильно, с рябиной.
«Рябинушка кудрявая
Стоит в лесу густом,
Красивая и стройная
В уборе золотом.
Рябинушка-красавица
Ты очень хороша.
Украсила
Осенняя пора».