Цель. Развитие познавательной активности.
Задачи.
Образовательные: учить бережному отношению к природе нашей планеты.
Развивающие: активизировать зрительные функции аккомодации, фиксации взора, прослеживания; формировать целостные адекватные действительности зрительные образы; развивать пространственное мышление.
Воспитательные: продолжать развивать умение договариваться между собой в процессе работы.
Материал. Лунтик – воспитатель. Экран. Проектор. Слайды. Глобус. Коробка. Ширма. Лунный камень. Мячи. Одуванчики. Изображение пустыни. Верблюды. Орехи. Горы.
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций с изображением экологических катастроф; дидактические игры на экологическую тематику; просмотр мультипликационного фильма о Лунтике.
Непосредственно образовательная деятельность
Учитель – дефектолог. Дети, кто пришел к нам в гости?
Дети. Дед Мороз и Снегурочка.
Учитель – дефектолог. Нет, вы не угадали. Новый год еще не наступил. Вы любите смотреть мультики? Какой мультик вы больше всего любите смотреть?
Дети. Я люблю смотреть про Луника. Это мой самый любимый мультик.
Учитель – дефектолог. Сегодня к нам гости пришел Лунтик.
Появляется Лунтик.
Лунтик. Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня?
Дети. Ты - Лунтик.
Учитель – дефектолог. Здравствуй, Лунтик!
Дети. Ты пришел к нам в гости?
Учитель – дефектолог. Конечно, Лунтику скучно одному на его планете – Луне. Лунтик пришел к нам на праздник. Какой мы скоро будем отмечать праздник?
Дети. Новый год!
Учитель – дефектолог. Дети, я отправил вам подарок. Вы его получили?
Дети. Нет, мы не получали подарка.
Лунтик. Я, совсем забыл. Подарок я привез - он. Лунтик ставит на стол большую красивую коробку.
Учитель – дефектолог. Что это такое? Лунтик, что ты нам привез со своей планеты – Луна?
Дети. Лунтик привез нам лунный камень. Он - же Лунтик.
Учитель – дефектолог. Давайте посмотрим, что лежит в коробке?
Смотрят.
Учитель – дефектолог. Дети, что это?
Дети. Это мячик!
Лунтик. Что это такое, я не знаю.
Дети. Лунтик, это мячик.
Учитель – дефектолог. Наши дети очень любят играть с мячами, но не с такими.
Лунтик. Красивый мячи?
Дети. Это не - мячи.
Лунтик. Это футбольные мячики!
Дети. Нет! Это глобус.
Лунтик. Что такое глобус?
Объяснения детей.
Учитель – дефектолог. Глобус это макет Земли, планета Земля в уменьшенном виде. На нашей планете очень много воды. Вода обозначена на глобусе голубым цветом.
Лунтик. Посмотри, на глобус: вот реки, озера, моря, океаны, леса. Что обозначено на глобусе зеленым цветом?
Дети. Зеленым цветом на глобусе обозначены леса.
Учитель – дефектолог. Правильно, на нашей планете очень много лесов. Город Хабаровск окружает тайга.
Лунтик. Я все понял. Значит, желтым цветом на глобусе обозначены одуванчики.
Дети. Нет! Желтым цветом обозначены пустыни. В пустыне много песка.
Учитель – дефектолог. Какие животные живут в пустыне?
Дети. В пустыне живут верблюды.
Учитель – дефектолог. Правильно. Верблюды могут в течение длительного времени путешествовать по пустыне без пищи и воды.
Учитель – дефектолог. Лунтик, ты знаешь, что обозначено на глобусе коричневым цветом?
Лунтик. Конечно, знаю. Это орехи. Люди собирают орехи и складывают их в кучи.
Учитель – дефектолог. Дети, вы так же думаете?
Дети. Нет! Белым цветом обозначены горы.
Лунтик. Я не знаю, что такое горы.
Объяснения детей. В горах все необычно, облака и птицы, бывает пролетают над не над головой, а …глубоко под ногами. Когда внизу хлещет дождь – вверху ясное солнце. У подножья гор – лето жаркое и зеленое, а на вершинах – белая, ледяная зима. И от зимы до лета рукой подать!
Учитель – дефектолог. Теперь, ты заешь, что такое – горы.
Дети. Лунтик, мы покажем тебе настоящий футбольный мяч.
Вот он. Показывают мяч. Дети демонстрируют, как можно играть с мячом.
Учитель – дефектолог. Лунтик, ты понял, что подарил нам не мяч, а глобус.
Лунтик. Ребята, я читал много книг о планете Земля. Я знаю, что на планете Земля много разных животных, птиц, рыб, насекомых.
Учитель – дефектолог. Кто же на Земле самый главный?
Рассуждения детей - хозяин планеты Земля – человек.
Лунтик. Так я и думал, что самый главный на Земле человек. Человек за все в ответе, что происходит на этой планете.
Учитель – дефектолог. Ты родился на Луне, ты– Лунтик. А мы родились на Земле, мы – Земляне.
Лунтик. Мне очень нравится ваша планета Земля.
Учитель – дефектолог. Ребята, подарим Лунтику наш глобус.
Дети. Лунтик, мы хотим подарить тебе глобус.
Дарят Лунтику глобус.
Лунтик. Спасибо! Дети ваша планета Земля очень красивая.
Дети. До свидания, Лунтик!