Цель: создание условий для изготовления бумаги из макулатуры своими руками.
Задачи:
Образовательные:
формировать представления о значении деревьев в жизни человека;
познакомить с процессом изготовления бумаги своими руками;
закрепить знания детей о свойствах бумаги.
Развивающие:
развивать внимание, познавательную активность детей, мелкую моторику.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к объектам природы, чувство уважения к труду людей, умение сотрудничать друг с другом, аккуратно пользоваться материалами.
Речевые: расширять словарный запас детей: слова «макулатура», «целлюлоза».
Предварительная работа: рассматривание бумаги разных видов, чтение художественной литературы, поделки из бумаги.
Материалы и оборудование: макулатура, картонные планшеты, клей ПВА, гуашь, миски, иллюстрации с изображением производства бумаги, подносы, бутылочки с водой, перчатки, жетоны, клеёнки, цветовые обозначения.
Мотивация: сюрпризный момент (коробочка накрытая платком), ребята должны отгадать, что там может быть.
Детская цель: сделать бумагу из макулатуры своими руками для дальнейшего её использования (поделки, открытки).
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть!
(Убирает платочек, а там красивая коробочка.)
Как вы думаете, что может быть в коробочке?
Предположения детей.
Воспитатель: Я вам загадаю загадку про то, что там внутри:
Воспитатель: Да, правильно отгадали. Какие слова вам подсказали, что эта загадка про бумагу? (Ответы детей.)
Воспитатель открывает коробку и показывает детям бумагу.
Воспитатель: Посмотрите, а эта бумага похожа на обычную.
Какая она?
(Дети рассматривают, обследуют.)
Дети: Бумага плотная, толстая, шероховатая.
Воспитатель: Как вы, думаете, из чего они сделаны?
(Предположения детей.)
Воспитатель: Эти бумаги сделаны из макулатуры. А что такое макулатура?
Правильно, это уже использованная бумага, ненужная: старые журналы, газеты, книжки, коробки.
Воспитатель: Ребята, а кто мне скажет, из чего делают бумагу?
Дети: Бумагу делают из деревьев.
Воспитатель: Всё верно, бумагу изготавливают из деревьев, это очень долгий и не простой процесс. Мы сегодня познакомимся, как делают бумагу
на целлюлозно-бумажном комбинате, а для этого мы пройдем в учебный центр и сядем на стульчики.
Воспитатель читает стихотворение и показывает иллюстрации с изображением производства бумаги на ЦБК:
Лесорубы дерево срубили, На станке на части разделили, Чурбачки на щепки порубили, И в растворе долго их варили. А потом всю жидкость отжимают, Валиком утюжат, сушат, гладят. Так выходит чистый лист бумаги для журнала, книги и тетради.
Воспитатель: Представьте ребята, для того чтобы у нас с вами была бумага, трудятся очень много людей. Это очень тяжелый труд, поэтому мы должны аккуратно и бережно относиться к изделиям из бумаги. А вы бережете бумагу? А как можно сберечь бумагу?
Дети: Не рвать книги, аккуратно рисовать на листе бумаги, не тратить зря салфетки и т.д.
Физкульминутка:
Как-то рано поутру (шагают на месте)
Надуваем жёлтый шар (дети надувают шар)
А как выпустим из рук (хлопки)
Станет вдруг светло вокруг (повороты в стороны)
Что это за шар?
Воспитатель:
Ребята мы с вами знаем, что бумагу делают из деревьев, и для этого используют много деревьев, а представьте, что наступит время, когда на земле не останется ни одного дерева.
Решение проблемной ситуации: «Что будет, если с земли исчезнут деревья?» Варианты ответов детей Воспитатель: Правильно ребята деревья вырабатывают кислород, которым дышат люди и животные, деревья являются жильём и источником пищи для многих животных, насекомых и птиц. Деревья имеют лечебные свойства. А ещё люди, наблюдая за деревьями, научились предсказывать погоду, например, хвойные деревья опускают свои ветви вниз перед дождем и поднимают вверх перед ясной погодой, а если с берёзы в начале октября лист не упал, то снег ляжет поздно. И если исчезнут деревья, то погибнет всё вокруг. И для того что бы сохранить деревья, люди научились делать бумагу из макулатуры .
А вы хотите сделать такую же бумагу из макулатуры?
Воспитатель: Давайте вспомним, какими свойствами обладает бумага.
Ответы детей: бумага легко рвётся, бумага намокает, бумага мнется, бумагу можно сгибать, бумага горит, на бумаге можно рисовать и писать, бумага легко режется ножницами.
Пальчиковая гимнастика
Зиму всю мели метели (вращательные движения запястьями)
Клёны, липы поседели (складываем ладошки вместе)
Птицы с юга прилетели (скрещиваем руки и машем, как крылышками)
Ветки лапками согрели (гладим одну руку другой).
Воспитатель: Сегодня мы будем работать в нашей мастерской.
А теперь разделимся на команды. У меня есть жетоны разных цветов: зеленый, красный, желтый. Возьмите по одному жетону, пройдите в нашу мастерскую и найдите свой рабочий стол по цвету жетона и цветового обозначения на столе. Работать будем парами.
В нашей мастерской надо соблюдать правила: вести себя тихо, чтобы не мешать другим, следовать моим указаниям, аккуратно пользоваться материалами.
Воспитатель рассказывает этапы создания бумаги своими руками на мольберте с использованием поэтапных иллюстраций.
Воспитатель: Сначала нам нужно порвать на мелкие кусочки макулатуру и сложить в миску.
Затем нам нужно залить бумагу небольшим количеством теплой воды и все перемешать, чтобы вода покрыла всю бумагу, размять. Бумага хорошо намокает, это одно из ее свойств. Для того чтобы бумага стала пригодной для дальнейшей работы нужно время и поэтому ваши заготовки мы уберем, подождем, когда бумага хорошо пропитается водой, хорошо размокнет и потом ее используем через 2 часа.
Воспитатель: Для того чтобы нам все таки сделать бумагу, я заранее приготовила кашицу из макулатуры: вначале я точно так же нарвала и намочила бумагу на 2 часа, потом размяла блендером и процедила через сито.
Теперь нужно добавить сюда клей ПВА, гуашь того цвета, какой вы хотите (добавить всё и перемешать).
Воспитатель: Приступим к самому интересному, к изготовлению листа бумаги. Для этого я приготовила картонные планшеты, покрытые целлофаном.
Ребята, нужно взять немного смеси из макулатуры, положить на планшет и равномерно распределить по планшету. Раскладывать нужно аккуратно, равномерно.
Воспитатель:
Ребята, теперь нужно подождать пока бумага высохнет. Подумайте и скажите, что можно сделать из такой бумаги? (ответы детей).
Эту бумагу еще называют дизайнерской, потому что она сделана своими руками, она не похожа на обычную бумагу и используется для красивых поделок.
Самостоятельная деятельность детей по изготовлению бумаги из макулатуры своими руками. Воспитатель координирует и направляет деятельность детей посредством напоминания, объяснения по мере необходимости.
Рефлексия и самооценка деятельности:
Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии, какие трудности возникли?
Посмотрите, это чудесное дерево («Дерево успеха»). Возьмите по одному листочку и приклейте на дерево. Если вы приклеите листочек к верхним веточкам, то вы довольны результатом своей деятельности и не испытали трудностей, а если к нижним веточкам, то у вас возникли некоторые трудности и вы сможете ещё раз попробовать повторить сделать бумагу своими руками.
Ребята, через 2 часа ваша бумага высохнет, мы отделим её от планшета, и вы сможете сделать из бумаги всё, что захотите (поделку, открытку).