Возраст детей: старший дошкольный, 6 лет.
Цель: обобщить представления детей о сказках.
Задачи:
закрепить классификацию сказок;
формировать эмоциональную отзывчивость;
развивать творческое воображение;
развивать изобразительные навыки;
воспитывать нравственные качества; умение сочувствовать, сопереживать;
Воспитывать любовь к сказкам.
Тип занятия: интегрированное.
Методы: активные методы обучения:
сюрпризный момент,
аудиозапись,
чтение художественного слова,
метод «Волшебный клубочек»,
релаксация «Песенка кота Баюна»,
элементы драматизации,
метод «Сегодня мы…»,
загадки, загадки-перевертыши,
танцевальная разминка,
игровое упражнение «Разложи по порядку»,
подвижная игра «Бабка Ежка»,
теневой театр «Замок Кощея»,
метод «Смайлики-медальки»
Оборудование:
клубочек,
сундук,
смайлики по количеству детей,
фломастеры,
сундучок,
золотой ключик, туфелька, паук, топор, яйцо – игрушки,
Ход занятия
1.Сюрпризный момент
(Звучит голос-аудиозапись)
На лесной полянке – вековые ели,
Замели тропинки белые метели.
В домике красивом Сказочница живет.
Скрипнул снег чуть слышно…
Тсс-с! Сюда идет.
(Звучит «сказочная» музыка, в зал входит сказочница (педагог в костюме «сказочницы» с «котом-баюном» (игрушка) в руках. Осматривает зал, поправляет, говорит коту)
Сказочница: -Котик мой любимый,
Котик мой красивый
Скоро гости к нам придут,
Ребятки-дошколятки
Гостей поласковей встречай,
Ну, завари хотя бы чай. (Садит «кота» на стул к столу)
(Звучит музыка, дети вбегают в зал, становятся в круг, исполняют танец)
Сказочница: -Ай да молодцы!
Пляской всем вы угодили
И себя развеселили!
Здравствуйте, мои хорошие!
Здравствуйте мои пригожие!
Ой, какие вы нарядные,
Все румяные да ладные!
Проходите, не стесняйтесь
И удобно располагайтесь.
2.Инициация
Сказочница:- Я – сказочница Варвара. И раз пришли ко мне в гости покажите свое настроение, а поможет в этом клубочек.
(Метод «Волшебный клубочек» Педагог говорит о своём настроении и передаёт клубочек обучающемуся, который делает то же самое и передаёт следующему. Клубочек передаётся так, чтобы между педагогом и детьми образовалась «паутина». )
Когда клубочек возвращается к педагогу, он говорит:
Сказочница:- Посмотрите, ребята, как тесно мы связаны друг с другом. Мы – единое целое! Давайте сегодня будем вместе, сообща, поддерживать и помогать друг другу.
3.Вхождение или погружение в тему
(Дети садятся на стульчики)
Сказочница: Я пригласила вас послушать мои любимые сказки.
- Дети, вы любите сказки? А какие бывают сказки?
Ребенок: -В мире много сказок,
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Сказочница: -В сказке может все случится,
Наша сказка – впереди,
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»
(Дети исполняют песню «В сказках чудеса»)
Сказочница: -Какие сказки Пушкина вы читали? А.С.Пушкин написал поэму «Руслан и Людмила», а начинается она вот таким волшебно-сказочным вступлением: «У Лукоморья дуб зеленый…»
Ребенок: -А что такое «Лукоморье»?
Сказочница: -Это морской берег, но не прямой и ровный, а с изгибами. В этом живописном месте Пушкин поселил героев своих сказок. Он придумал его, создал в своем воображении. Садитесь поудобнее, я вам почитаю.
(Звучит музыка)
-У Лукоморья дуб зеленый
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом:
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны…
(Раздается стук)
-Кто-то в двери к нам стучится…
Может, зверь, а может птица?
Котик, котик выходи,
Деткам сказки расскажи.
(Сказочница кладет «кота» на стул)
-А я выйду – похожу,
Кто стучится – погляжу.
(Сказочница уходит, из домика появляется кот (переодетый герой), вкрадчиво ходит между детьми, гладит по голове, напевает песенку)
Кот: -Мяу-мяу, я, кот-баюн.
Я вам песенку спою;
Я вам рыбки наловлю,
Всех вас рыбкой накормлю;
Спать в кроватки уложу
На ночь сказки расскажу.
(Повторяет несколько раз, дети ложатся на ковер «засыпают»)
4.Формирование ожиданий воспитанников
Декорация: Дуб с цепью, под дубом лежит кот (переодетый герой), в стороне от дуба раскинулось море, возле моря сидят русалки (девочки в костюмах)
(Входит сказочница)
Сказочница: -Ой, что же случилось?
Ребята, просыпайтесь! Интересно, где мы? Кажется мы попали в сказочную страну Лукоморье. Все верно: и дуб, и цепь, и кот ученый .
Возле дуба ожидают нас сегодня чудеса.
Слышите? Здесь оживают добрых сказок голоса.
(Подходит к коту)
Сказочница: Здравствуй, котик, мой дружок!
Кот: -Мур-р-р! Здравствуй, Варварушка! Здравствуйте, дети. Да, я тот самый кот, который живет у Лукоморья под дубом и знает много песен и сказок. Раз вы ко мне пожаловали, я покажу вам синее море и вы увидите героев любимых сказок, которых придумал А.С.Пушкин.
Сказочница: -Ой, как интересно! Мы с ребятами согласны.
Кот: (подходит к синему морю) –А вот и синее море.
Сказочница: -Неспокойно что-то синее море.
Кот: -Вижу, море слегка разыгралось. Наверное что-то случилось. Мы сейчас у русалки узнаем.
(Выходит русалка (девочка в костюме)
Кот: -Русалочка-красавица, почему волнуется синее море?
Русалка: -На ветвях я сидела,
В даль морскую глядела,
Свои кудри сушила,
Никуда не спешила.
Василисушка по берегу гуляла,
Свои песни распевала,
Так красиво, приятно,
Но о чем – непонятно!
Закрыли небо черные тучи
Проснулись рощи молчаливы,
Чихнуло эхо – конь ретивый
С Кощеем Василису подхватил
И от солнца ее загородил.
5.Проработка содержания темы
Кот (рыдая): -Горе-то какое! Кто же теперь Василису освободит. Пропадет она в замке Кощея без солнца, без пения птиц, без моих сказок. Что же делать? Как же быть?
Сказочница: -Не плачь, котик. Я думаю, мы с ребятами попытаемся помочь Василисе. Только мы совсем не знаем, как дойти до замка Кощея.
Кот: -Не могу я вас туда проводить.
Возле дуба я живу;
Этот дуб я сторожу,
Сказки сочиняю, песни распеваю.
Вам поможет волшебный клубочек, но чтобы он отыскался, нужно назвать волшебные вещи, которые встречаются в сказках.
Дети: -Шапка-невидимка, гусли-самогуды, скатерть-самобранка, ковер-самолет, сапоги-скороходы, волшебная палочка, волшебный клубочек.
Кот: -А вот и волшебный клубочек, который вам укажет дорогу, но чтобы он покатился, нужно вспомнить волшебные слова, с помощью которых в сказках начинаются удивительные превращения.
Дети: -«По щучьему велению, по моему хотению», «Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой», «1,2,3! Горшочек вари!», «Крекс, фэкс, пекс!», «Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли – быть по моему вели».
Кот: -Отправляйтесь в путь, клубочек вам поможет. А я вас буду ждать под дубом.
Сказочница: (кидает клубочек) Итак, ребята, в путь.
6.Эмоциональная разрядка
(Звучит музыка. Дети исполняют танцевальные движения по кругу)
Сказочница: -Клубочек нас проводил к самому болоту, а как же нам его перейти?!
(Вбегает Лихо одноглазое, оббегает вокруг зала, подходит к детям, разглядывает)
Лихо: -Кто это меня потревожил. Кого к болоту принесло. Да никак сама Варвара-сказочница с ребятами. Точно Варвара. Ну, что много детям сказок рассказала? А я тоже научился сказки рассказывать. Хотите расскажу?
Сказочница: -С удовольствием послушаем.
Лихо: …Лежал Колобок на окошке. Мышка бежала, хвостиком махнула, Колобок упал и разбился, прибежали семеро козлят и все, все до крошки съели. Вы догадались, какую сказку я вам рассказал?
Сказочница: -Да ты же все перепутал? Дети, какие сказки Лихо упомянул в своем пересказе? («Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят»)
Лихо: -Ладно, ладно, умные какие. А теперь говорите , зачем пожаловали?
Сказочница: -Мы идем Василису из замка Кощея освобождать, помоги нам перейти болото, чтобы не попасть в царство водяного.
Лихо: -Ладно, помогу. Есть у меня волшебные кочки, по ним можно перейти болото, но беда в том, что кочки перепутаны, если их расставить по порядку, то вы окажетесь на другом берегу болота, не справитесь, поворачивайте обратно. (Лихо убегает)
Сказочница с детьми раскладывает иллюстрации к сказке по порядку:
-Вот мы и болото перешли, но интересно, почему клубочек дальше не катится, может волшебные слова надо вспомнить (дети вспоминают). Нет, здесь что-то не так. Давайте сядем, отдохнем на полянке и подумаем, куда нам дальше идти.
(Звучит музыка, вбегает Баба Яга, оббегает вокруг зала)
Баба Яга: -Я Баба Яга, костяная нога.
На метле летаю, помелом заметаю.
Я лечу – куда хочу, налечу – захохочу.
Фу-фу, русским духом пахнет. Никак Варвара-сказочница с ребятишками пожаловала. Отвечай, зачем пришла.
Сказочница: А мы идем Василису из замка Кощея освобождать.
Баба Яга: -Ха-ха-ха! Василису из замка Кощея освобождать. Ха-ха-ха! Вот насмешили, вот уморили. А ну-ка, убирайтесь отсель подобру, поздорову пока целы и невредимы. Не добраться вам до Кощеева замка, не видать вам Василисы.
Сказочница: -Баба Яга, может ты нам подскажешь, как до замка Кощея дойти.
Баба Яга: -Даже если и подскажу, все равно вам Кощея не одолеть.
Сказочница: -Бедная Василисушка, не увидит больше солнце красное, не услышит птичьего пения.
Баба Яга садится в сторонке: -Зачем детей вы мной пугаете?
Ведь вы меня совсем не знаете.
Я очень добрая, и я красивая,
Но только очень, очень несчастливая!
Мне надоела моя грязная избушка
Как я устала быть злой старушкой!
Сказочница подходит к Бабе Яге, гладит по голове:
-Ты устала быть злой старушкой?
Надоело жить в грязной избушке.
Может ты с нами поиграешь,
Или еще что-то пожелаешь.
Баба Яга: - Поиграю, поиграю, с удовольствием поиграю.
Игра с Бабой Ягой (Баба Яга в кругу, дети за кругом «Бабка ежка, костяная ножка…»)
Баба Яга: -Ой уморилась. Дайте передохнуть. Не привыкла столько бегать. Все на транспорте путешествую, знаете на каком? (на метле) А вы знаете на чем совершали свои путешествия герои сказок: Незнайка и его друзья (на воздушном шаре); лягушка-путешествиница (на прутике); Дюймовочка из норы крота в теплые края (на ласточке); за медом Винни-пух (на воздушном шарике).
-Ох и хорошие ребятишки у тебя Варварушка, так и быть помогу вам одолеть Кощея и освободить Василису Прекрасную из Кощеева плена.
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Сундук качается хрустальный,
В сундуке яйцо лежит,
А яйцо иглу хранит.
Кто иглу переломает,
Тот Василису от Кощея освобождает.
(Баба Яга садится на метлу, убегает)
Сказочница (вслед): -Спасибо тебе, добрая старушка.
(Гаснет свет. «Теневой театр»: за занавесом сидит Кощей «над златом чахнет», перед занавесом стоит сундук в паутине)
Кощей: -День и ночь, день и ночь
Денежки считаю,
День и ночь, день и ночь
Отдыха не знаю,
Над богатством своим
Потихоньку чахну,
В сундуки загляну
И от счастья ахну!
Открываю сундуки,
Золото, рекой теки!
Сказочница: -Ребята! Посмотрите, на горе замок Кощея, а под горой сундук стоит. Попробуем его открыть.
На сундуке сидит паук (игрушка): -(голос за кадром) Не открыть вам сундука хрустального, пока не отгадаете мои загадки:
Загадка первая: В кого превращался князь Гвидон? (в комара, в муху, в шмеля).
Загадка вторая: в кого превращался великан-людоед? (в льва, в мышонка).
Загадка третья: в кого превращалась Айога из нанайской сказки (в гусыню).
(«Паук» убегает-дергают за веревочку)
Сказочница открывает сундук: -Ой, ребята, это наверно другой сундук, здесь нет яйца, здесь другие вещи. Интересно, чьи? (Достает из сундука вещи, дети отгадывают: хрустальная туфелька, топор, золотой ключик) А вот и яйцо, настало время освободить Василису из кощеева плена. (Достает иглу из яйца, ломает, за занавесом гаснет свет, выходит Василиса)
Василиса: -Спасибо тебе Варварушка, спасибо вам ребятушки, не мечтала я уже увидеть красное солнышко. Век не забуду вашу доброту.
(Выходит кот)
7.Рефлексия
Кот: -Как я рад тебе Василисушка, я для тебя сказки сочинил, песни разучил. Спасибо тебе Варварушка с ребятами. Может вы нам расскажите что вы видели, кого встречали.
Ребенок: -Что мы видели, кого встречали словами не описать.
Сказочница: А только можно смайлики показать. Это не простые смайлики, это медали-оценки. С одной стороны они белого цвета, с другой – оранжевого. Если вам понравилось занятие, покажите мне оранжевую сторону медали, если занятие вам не понравилось, покажите белую строну медали.
- Как вам кажется, а мне понравилось или не понравилось, как вы занимались?
- Вот видите, как много мы сделали на занятии: вспомнили и читали названия сказок. Мне понравилась ваша работа на занятии. Спасибо!