Цели:
Расширять представления детей об овощах, их пользе для человека.
Закреплять умение узнавать овощи, используя разные анализаторы, руки - наощупь, нос - нюхая, по запаху, рот - вкусовые.
Обогащать словарь, путём введения новых слов: бордовая, оранжевая.
Упражнять в правильном употреблении существительных с прилагательными
Материал к занятию: магнитофон, колпачок, телефон, натуральные овощи: свекла, капуста, морковь, лук, помидор (нарезанные морковь и лук), блюдце, будка, перья птиц, игрушка - корова; чудесный мешочек; тарелочки - заменители (круги), овощи - заменители, банки с «солёными огурцами», бочонок.
Ход занятия
Дети с воспитателем входят в группу - группа оформлена под сюжет деревни.
- Дети, посмотрите, к нам в гости пришёл Колпачок. Как вы думаете, какое у него настроение?
Дети:
- Грустное, плохое, злое...
- А давайте улучшим ему настроение, скажем добрые слова, улыбнёмся.
Дети:
-Здравствуй Колпачок! Привет! Доброе утро! Колпачок, ты красивый! Ты добрый! Улыбнись!
Посмотрите, дети, а теперь какое настроение у нашего Колпачка?
Дети:
- Весёлое.
Воспитатель:
Ребята, а колпачок пришёл в гости не один, посмотрите сколько взрослых гостей к нам пришло, пойдёмте поздороваемся с ними.
Дети подходят к гостям и здороваются с ними по-разному:
- пальчиками, за руку, кулачками;
- словами: здравствуйте, доброе утро, привет!
Раздаётся телефонный звонок.
Воспитатель:
Да, я слушаю. Это детский сад, хорошо, мы приедем.
Дети, только что позвонил из деревни Дедушка, он приглашает нас в гости. Поедем?
А на чём мы можем поехать в деревню?
Дети:
На машине, автобусе, самолёте, поезде.
Воспитатель:
Правильно, молодцы. Наши бабушка и дедушка живут далеко и мы поедем на поезде. Хотите?
А вы знаете, как вести себя в поезде?
Дети:
- Не кричать, не бегать, не выглядывать в открытое окно, держаться за поручни, ходить за руку с мамой.
Воспитатель:
- Ну молодцы, всё знаете. Тогда занимайте места в вагонах. усаживайтесь поудобнее, поезд отправляется.
Звучит музыка - дети двигаются со словами:
"Едет-едет паровоз
два вагона, сто колёс
два вагона. сто колёс
машинистом рыжий пёс"
Воспитатель:
Вот наша станция - выходим. Подышите свежим воздухом. Упражнение на дыхание.
Посмотрите, что это такое?
Дети:
Домик (стоит будка).
Воспитатель:
А кто в нём живёт?
Дети:
Собака.
Воспитатель:
Как называется домик собаки?
Дети:
Будка.
Воспитатель:
А как собака рычит, сердится?
Идём дальше и находим перья
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята, кто потерял эти перья?
Дети:
Петушок, курочка, гусь ворона, утка и т. д.
Воспитатель:
Молодцы! А это блюдце для кого стоит?
Дети:
Для кошки, собаки. Дети имитируют движения и звуки; читают: "Серенькая кошечка села у окошечка, хвостиком махала, деток созывала"
Воспитатель:
- Ребята, а послушайте загадку: "По лугу хожу, траву жую, му-му, молока кому?"
Дети:
Корова.
Воспитатель:
Правильно, найдите, где пасётся корова, рассмотрите её, только близко не подходите, а то забодает.
Пока дети рассматривают, воспитатель переодевается в Деда.
Дед:
Что за шум, что за гам?
Дети обращают внимание на Деда.
Дед:
Здравствуйте ребятки, здравствуйте внучатки. Выросли-то как, а я соскучился.
Дети здороваются, обнимаются с Дедом (называют его именами своих дедушек Володя, Вася, Миша).
Дед.
- Внучатки, я ведь чего вас позвал, у моей бабушки сегодня день рождения, она ушла за подружками, а мне наказала борщ приготовить, да я боюсь, что один не успею. Поможете мне? Вы знаете, что надо, чтобы приготовить борщ?
- Овощи.
Дед:
Ну идите сюда, будем выбирать какие!
Дидактическая игра "Чудесный мешочек"
Дед достаёт свеклу, дети называют - это свекла, она круглая, бордовая; наощупь достаёт капусту, круглая, зелёная.
Дед предлагает по запаху узнать лук - описывают. "Лук от 100 недуг", угощает детей морковкой, у детей глаза закрыты, даёт по кусочку в рот. узнают морковку "Кто морковку жуёт тот здоровым растёт".
Ну вот все овощи для борща нашли, а теперь скажите, где они растут?
Дети:
На грядке в огороде.
Дед:
Молодцы, всё знаете. А скажите. кто помогает расти овощам?
Дети:
Солнце. Читаем "Солнышко-вёдрышко".
Дед:
-А кто ещё помогает?
Дети:
- Земля кормит, дождь - поит.
Читают: дождик, дождик лей - лей, земля водичку пей - пей.
Дед:
- Ребята, а если нет дождя, кто "поит" овощи?
Дети:
Взрослые и дети из лейки поливают (всё рассматривается и рассказывается по моделям - схемам).
Дед:
- Тогда давайте варить, садитесь за столы.
Дети работают с моделями - заменителями овощей.
Игра "Варим борщ".
Дед:
Борщ готов, давайте пробовать, какой борщ? Дети имитируют, что кушают борщ. Вкусный, горячий, ароматный. Дед предлагает угостить гостей.
Вот придёт бабушка с подружками, а её ждёт сюрприз: "Не красна изба углами, а красна пирогами", будет чем подружек удивить. Достаёт красивую открытку, давайте бабушку поздравим с днём рождения. Пишем "Бабушка..."
Дети добавляют слова: дорогая, родная, добрая, любимая, старенькая, молодая, золотая, заботливая... Поздравляем тебя с днём рождения, желаем здоровья"
Дед предлагает спустится в погреб и посмотреть, сколько овощей они с бабушкой заготовили на зиму.
Дед:
А хотите я научу вас солить капусту?
Пальчиковая гимнастика: "Мы капусту рубим-рубим
Мы капусту солим-солим
Мы капусту мнем-мнем
Мы морковку трём-трём
А теперь всё в бочонок кладём"
Дед:
Я положу вам в корзинку овощи, будете в городе кушать и нас с бабушкой вспоминать.
Звучит музыка. Дети садятся в поезд, машут Деду и уезжают.