Цели и задачи:
Сформировать представление о сохранении количества, сравнении групп предметов по количеству с помощью составления пар.
Ход занятия
Дети заходят в группу под музыку, здороваются.
- Ребята, любите ли вы сказки?
- Какие сказки вы знаете?
- Сегодня мы побываем в гостях у сказки, название которой вы должны отгадать.
Из муки он был печён,
На сметане был мешён
Формой он похож на мяч
Был когда-то он горяч.
На окошке он студился,
По дорожке он ... (катился).
Был он весел, был он смел
И в пути он песню ... (пел),
Съесть хотел его Зайчишка,
Серый волк и бурый ... (Мишка).
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую ... (Лису),
От неё уйти не смог.
Что за сказка?
- Какой формы колобок? Какого цвета?
Разминка:
Головами покиваем, (Движения головой вверх – вниз.)Носиками помотаем («Морщат» носики.)И зубами постучим (Стучат зубками.)И немножко помолчим. (Прижимают указательный палец к губам.)Плечиками мы покрутим (Поставив пальцы на плечи, вращают плечами.)И про ручки не забудем, (Крутят ручками как фонариками.)Пальчиками потрясем (Наклонившись, качают руками.)И немножко отдохнем. (одну руку подпирают кулачком под подбородочек. И «горько» вздыхают.)
Мы ногами постучим (Стучат ногами.)И немножко покричим. (Прикладывают ладони к углам рта и кричат звук [а].)Ручки в кулачки сожмем (Вытягивают руки вперед ладошками, затем сжимают в кулак.)Сказку мы к себе зовем! (Хлопают в ладоши.)
Дети сидят на ковре, на котором стоит домик, возле которого лежат 6-8 кубиков двух цветов. Немного поодаль располагаются несколько елочек.
- Ребята, давайте вспомним, как начинается сказка.
- Как вы думаете, что можно было бы сделать, чтобы Колобок не укатился далеко от дома?
Воспитатель катит небольшой шарик от домика к «лесу». Принимаются любые ответы детей, после чего воспитатель подводит их к выводу о том, что нужно построить забор вокруг дома.
Воспитатель строит забор из кубиков, чередуя кубики по цвету – зеленый, синий.
- Как вы думаете, какой кубик надо поставить следующим?
Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить забор вокруг дома бабушки и дедушки.
Игра «Птицы на заборе»
Дети садятся за столы. Перед каждым лист бумаги с нарисованными на нем рейками для забора, четыре полоски картона одинаковой ширины и длины, одна из которых красного цвета, две желтого и одна зеленого, и четыре квадрата разного цвета.
Воспитатель предлагает детям построить забор из дощечек не красного цвета.
- Какого цвета дощечки вы взяли?
- Построим забор так, чтобы зеленая дощечка была между желтыми.
- Сколько дощечек в заборе? (Много.)
Воспитатель показывает детям на квадраты:
- Увидали птицы из соседнего леса такой красивый забор и захотели на нем посидеть. Сколько птиц? (Много.)
- Чего больше – птиц или дощечек? (…)
- Как это проверить?
Дети должны сначала сказать, а затем посадить по одной «птичке» на каждую дощечку.
- Всем птичкам хватило дощечек? (Нет, одна птичка осталась без дощечки).
- Можно ли в этом случае сказать, что птиц и дощечек поровну? (Нет.)
- Чего больше? (Больше птичек.)
- Почему вы думаете, что птичек больше? (Потому что одной из них не хватило дощечки.)
Воспитатель предлагает помочь птичке, которой не хватило дощечки.
- Как сделать так, чтобы птиц и дощечек стало поровну?
Дети должны сначала сказать, а затем или убрать «птицу», или прибить ещё одну дощечку.
Воспитатель обращает внимание на полученные способы уравнивания численности групп предметов: чтобы предметов стало поровну, можно либо убрать лишний предмет, либо добавить недостающий.
Д/и «Птицы»
Дети встают возле воспитателя.
- Какие птицы живут в городе?
Воспитатель показывает детям изображение голубя, воробья, вороны.
- Какая по размеру ворона? (большая), а воробей (маленький)
- Как разговаривает ворона? (каркает), а воробей (чирикает)
- Покаркайте как сердитая ворона, почирикайте как веселый воробей.
Музыкальная физкультминутка «Топнем ножкой»
Игра «Бабушкины подарки»
Дети подходят к столу. Воспитатель рассказывает, что бабушка из сказки очень благодарна им за построенный забор и хочет угостить детей колобками. Он ставит на стол корзинку, в которой находятся желтые шары – колобки.
- Сколько колобков напекла бабушка? (Много.)
- Сколько детей она хочет угостить? (Много.)
- Как узнать, хватит ли каждому ребенку по колобку?
Дети должны сначала сказать, а затем взять по одному шару (шаров на 1 меньше, чем детей.
- Поровну ли детей и колобков?
- Почему вы думаете, что детей больше? (Потому что один ребенок остался без колобка.)
- Что нужно сделать, чтобы детей и колобков было поровну?
- Почему вы думаете, что нужен ещё один колобок? (Тогда у каждого ребенка будет по одному колобку и колобков и детей станет поровну.)
Итог занятия.
Дети собираются около воспитателя.
- В какой сказке мы сегодня побывали?
- Чем мы помогли дедушке и бабушке?
- Что вам больше всего понравилось делать?
- Чем вас угощала бабушка?
- Кому из вас не хватило колобка?
- Как вы исправили ошибку бабушки, которая не умела считать?
Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте попрощаемся со сказкой.
Вот мы ручки развели, (Дети стоя, разводят руки в стороны). Словно удивились. (Поворачивая голову в разные стороны,– удивляются, бровки поднимают «домиком»). И друг другу до земли В пояс поклонились! («Русский» поклон – выставляют руку вперед, наклоняются, касаясь ей пола). Улыбнись и обними. (Улыбаются, поглаживают по плечикам друг друга). Сказке в след помаши! (Машут ручками «до свидания».)