Цель: развивать связную речь.
Программные задачи:
Связная речь: учить детей составлять короткий рассказ по стихотворению «Маша обедает» и описательный рассказ о предметах посуды.
Словарь: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов)(глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный).
Грамматика: учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).
Образовательная область:«Речевое развитие».
Оснащение занятия: тарелка (глубокая, мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), 2 пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, хлебница, сахарница, сухарница.
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Организация детей |
Методы и приемы КРР |
Мотивационно-проблемный |
Приветствует детей: - Здравствуйте! Я хочу прочитать вам стихотворение. Внимательно послушаете и скажите, о чем оно. Читает стихотворение: ...Никому отказа нет. Подан каждому обед: Собачке - в миске, В блюдечке - киске, Курочке-несушке - Пшена в черепушке, А Машеньке - в тарелке. В глубокой, не мелкой. |
Приветствуют воспитателя Слушают воспитателя
Слушают стихотворение
|
Возле рабочих мест На стульчиках |
Указание.
Художественное слово |
Деятельностный |
Задает вопросы: - О чем говорится в этом стихотворении?
- В чем подают обед собачке? - Киске? - Курочке - несушке? - А из чего обедает Машенька? - Как можно назвать миску, чашку, тарелку одним словом? Выставляет на стол посуду. Задает вопросы: - Посмотрите и назовите, что вы видите на столе?
- Как одним словом можно назвать эти предметы? - Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? - Чем отличаются друг от друга? - Для чего нужна глубокая тарелка? - А мелкая для чего нужна? - Когда вы садитесь кушать какая посуда вам нужна? Предлагает сравнить пластмассовую вилку и деревянную ложку. Задает вопросы: - Из чего они сделаны? - Как одним словом назвать? Берет в руки металлическую чайную и столовую ложки. Задает вопросы: - Чем похожи эти предметы? Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. - Чем они различаются? - Для чего нужна чайная ложка? - Для чего столовая? - Какие стеклянные предметы вы видите на столе? - Чем они похожи? - Чем различаются? - Для чего они нужны? Организовывает физминутку:
Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Три — нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Поднимает над столом две тарелки. Задает вопросы: - Эта тарелка глубокая, а эта? - Эта ложка столовая, а эта? - Один стакан высокий, а другой? Выставляет пластмассовые игрушки. Задает вопросы: - Есть здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом назвать эти предметы? Предлагает поиграть в игру «Магазин посуды» Выкладывает перед детьми изображения посуды: - Посмотрите какая красивая посуда есть у нас в магазине. Вы можете ее купить, но нужно правильно рассказать, что это за посуда, какая она и для чего она нужна. Приглашает к столу каждого ребенка по очереди: - Арсений, подходи... - Алиса, подходи, покупай... - Боря, подходи... Говорит ребенку название посуды, помогает при наличии затруднений в описании картинки, подсказывает начало предложения. |
Отвечают на вопросы: - О Машеньке и животных. - В миске. - В блюдечке. - В черепушке. - Из глубокой тарелки. - Посуда.
Рассматривают посуду: - Тарелки, ложки, вилки, стаканы ... - Посуда. - Формой, размером - Для второго. - Глубокая и мелкая тарелка, ложка, вилка, стакан.
- Столовые приборы.
- Они сделаны из металла. - Одна столовая, другая чайная. - Размером. - Размешивать сахар в чае. - Для первых блюд. - Стаканы. - Сделаны из стекла. - Размером. - Пить жидкость.
Разводят руки в стороны
Встают на носочки
- Мелкая. - Чайная. - Низкий.
- Есть. - Посуда. Слушают воспитателя Соглашаются поиграть Рассматривают картинки
Описывает предмет Остальные дети должны отгадать что же было описано |
На стульчиках
Возле стола
На стульчиках
На стульчиках
Возле рабочих мест
На стульчиках
Возле воспитателя |
Вопросы к детям. Пояснение.
Демонстрация. Вопросы к детям. Пояснение. Педагогическая оценка.
Демонстрация. Вопросы к детям. Пояснение.
Демонстрация.
Вопросы к детям. Пояснение.
Вопросы к детям. Пояснение.
Педагогическая оценка.
Художественное слово. Показ способов действий. Педагогическая оценка.
Демонстрация. Вопросы к детям. Пояснение.
Демонстрация.
Вопросы. Пояснение.
Демонстрация. Указание.
Игровое упражнение. Пояснение. Контроль. Педагогическая оценка. |
Рефлексивный |
Хвалит детей за активное участие. Задает вопросы: - Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Какие ложки мы сравнивали? |
Слушают воспитателя и отвечают на вопросы: - Рассматривали посуду, играли. - Металлические, деревянные пластмассовые. |
На рабочих местах |
Педагогическая оценка. Вопросы к детям. Пояснение. |