Цель. Обогащать лексику антонимами, активизировать мыслительную и речевую активность детей; учить связывать значение пословиц о дружбе с жизненной ситуацией; закладывать нравственные основы личности в процессе формирования представлении о дружбе.
Демонстрационный материал. Мягкая игрушка – заяц; картинки «Огород, сад», воробушки.
Ход занятия.
Сегодня из леса к нам пришел заяц Степашка. Ему нужна наша помощь. У них в лесу поселился маленький злой волшебник Незнайка. Он заколдовал всех друзей Степашки. Больше они вместе не гуляют по лесу и не играют. В лес пришла грусть и мрак. Один Степашка ничего не может сделать. Но мы можем помочь Степашке и жителям леса. Для этого нам надо выполнить несколько заданий: рассказать Незнайке о дружбе и научить вежливым словам.
Ну что, поможем?
Тогда приступаем к выполнению заданий.
Первое задание. Начинаем с вежливых слов. Я вам буду читать по две строчки стихотворений, а вы должны закончить их подходящими вежливыми словами.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит (добрый день).
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь (здравствуйте).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим (простите, пожалуйста).
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят (до свидания).
Второе задание. Ребята, давайте поиграем в игру которая называется «Назови наоборот». Встаем полукругом. Я буду бросать вам мяч и называть слово, вы должны назвать противоположное слово и бросить мяч мне. (хороший – плохой, злой – добрый, смелый – трусливый, нежный – грубый, веселый – грустный, щедрый – жадныйЗлой - …. (добрый)
Смелый - …. (трусливый)
Нежный -…. (Грубый)
Веселый -…. (грустный)
Чистый- … .(грязный)
Сильный -…. (слабы)
Пустой -…. (полный)
Большой -…. (маленький)
Высокий-(низкий)
Громко -… .(тихо)
Третье задание. Нам надо помочь Степашке накрыть стол к обеду. Незнайка сказал, что он ест только те блюда и пьет только те напитки, в названии которых только два слога.
Ответы детей. (кофе, компот, кисель, каша, гречка, пюре, гуляш, салат, пирог).
Дальше. Компот и кисель нравиться, только из тех фруктов и ягод, названия которых состоят из трех слогов. Где выращивают ягоды и фрукты? Идем в сад.
(Дети рассматривают картинку и называют фрукты и ягоды: клубника, малина, черешня, яблоко)
Молодцы, справились.
Следующее задание. Начинка у пирога должна быть из овощей, название которых также состоят из трех слогов. Идем в огород.
(Дети рассматривают картинку, называют овощи: помидор, капуста, картошка, капуста, огурец).
Четвертое задание. Незнайка попросил у Степашки игрушки. Но игрушки ему нужны только те, в названии которых присутствует звук (м). Назовите игрушки с этим звуком.
Предположительные ответы детей. (Машина, автомат, самолет, мозаика, мяч).
Молодцы, справились.
Вставайте в круг. Разминка. Встали в круг и взялись за руки.
Шире, наш чудесный круг (отходят назад, делают круг шире)
Я твой друг и ты мой друг (руки вытянуть вперед, прижать к груди)
Влево, вправо, повернитесь (поворачиваются влево, вправо)
И друг другу улыбнитесь
Руки к солнцу протяните (поднимают руки вверх)
Лучики его возьмите (сжимают, разжимают кисти рук)
И к груди своей прижмите (прижимают руки к груди)
С этим лучиком в груди
Ты на мир ясней гляди. (повторить 2 раза)
Дети садятся на стулья.
Пятое задание Ребята давайте пройдем с вами в нашу мастерскую и нарисуем портрет своего друга.(Дети рисуют портреты своих друзей)
.
, шестое задание Я прочитаю вам сказку М. Пляцкого под названием «Урок дружбы». Злой волшебник послушает, и может поймет, как важно иметь друзей (читаю сказку)
• Понравилась сказка?
• Что вы можете сказать о поступке Чирика?
• Как он поступил по отношению к Чику?
• А как поступил Чик по отношению к Чирику?
• Как вы думаете, как поступит Чирик в следующий раз?
И последнее Седьмое заданиеМы должны назвать как можно больше пословиц о дружбе.
Без беды друга не узнаешь.
Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Без друга в жизни туго.
Друзья познаются в беде.
Вот и мы с вами помогли в беде Степашке и жителям леса. И нас тоже можно назвать друзьями. Во все времена люди ценили дружбу, берегли ее.
Ведь человеку очень тяжело жить одному, без друзей.
М.Пляцковский
Урок дружбы
Жили два воробья: Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый ящик пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не останется», — подумал он. Так и склевал все зёрнышки один. А когда ящик выбрасывал, то несколько зёрнышек всё же просыпалось на землю. Нашёл эти зёрнышки Чирик, собрал в пакетик аккуратно и полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашёл десять зёрнышек пшена. Давай их поровну разделим и склюём.
— Не надо… Зачем?.. — стал отмахиваться крылышками Чик. — Ты нашёл — ты и ешь!
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А друзья всё должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверно, прав, — ответил Чик.
Ему стало очень стыдно. Ведь он сам склевал целый ящик пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зёрнышка. А сейчас отказаться от подарка приятеля — это значит обидеть его. Взял Чик пять зёрнышек и сказал:
— Спасибо тебе, Чирик! И за зёрнышки, и за урок… дружбы!