Программное содержание:
речевое развитие - познакомить детей с р.н.с. «Никита Кожемяка», учить отвечать на вопросы, связно и последовательно передавать содержание сказки, используя мнемосхему. Упражнять в подборе синонимов, в умении отгадывать загадки. Побуждать детей участвовать в игре-драматизации по сказке.
Познавательное развитие - формировать представление о героическом прошлом русского народа, великих богатырях - защитниках земли русской.
Художественно-эстетическое развитие - развивать эмоциональное восприятие музыки, умение передавать характер богатыря движением, мимикой.
Физическое развитие - воспитывать смелость, решительность, уверенность в своих силах.
Социально-коммуникативное развитие - побуждать детей включаться в совместную с взрослым игровую ситуацию.
Предварительная работа: рассматривание картины В.М.Васнецова «Богатыри», чтение отрывка былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», рисование «Русский Богатырь», аппликация «Богатырский меч», просмотр презентации «Былинные богатыри».
Словарная работа:
Русь, русичи, славяне, богатыри, соха, былины; доспехи богатырей (кольчуга, щит, шлем, ); оружие богатырей (копье, меч, лук со стрелами, булава.
Оборудование:
Проектор, ноутбук, магнитофон, мнемосхема по сказке «Никита Кожемяка», фланелеграф, клубочек, указка, доспехи богатыря-шлем, меч, щит, плащ ,оригами-Змей Горыныч .
Ход занятия:
Дети входят, осматриваются. Воспитатель обращает внимание детей на волшебный камень.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, у нас на пути волшебный камень. Что же на нём написано? Кто прочтёт?
-Пойдёшь налево - себя погубишь
Пойдёшь направо - товарищей потеряешь
Пойдёшь прямо - много нового, интересного узнаешь.
Воспитатель: Так куда же мы пойдём? (прямо)
(Дети проходят на стульчики.)
Воспитатель: Отгадайте- ка, ребятки, вы мою загадку:
Силён, как вольный ветер, могуч, как ураган
Он защищает землю от злобных басурман
Он силой доброю богат, он защищает стольный град
Спасает бедных и детей, и стариков и матерей. (Богатырь)
Давным-давно на месте многих городов и деревень, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Издревне на этой земле жили славяне. Они основали своё государство, названное Русью. Русь защищалась от врагов. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Называли таких людей русичами. Жили среди русичей и богатыри. Они славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки и былины. Может быть, вы назовёте мне уже знакомую вам былину? («Илья Муромец и соловей разбойник»)
Воспитатель: Дети, какие они, богатыри?
Дети: Сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель: у меня есть волшебный клубочек, кто его получает тот и слово называет.
Игра «Сажи наоборот». ( Подбор синонимов)
Воспитатель: А какие пословицы говорят о силе и смелости богатыря?
Дети:
- Головою думай, а силой борись.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Сам погибай – а товарища выручай
- Жить - Родине служить.
- Своя земля и в горсти мила.
- Не доспехи красят богатыря, а подвиги.
Воспитатель: А как вы думаете, откуда богатыри черпали свою силу? (из земли русской)
Воспитатель: Ребята, перед вами мнемосхема одной сказки о русском богатыре. Что это за сказка? Вы догадались?
Правильно, это сказка «Никита Кожемяка». А почему богатыря прозвали Кожемякой?
-Сейчас я вам прочту отрывок из сказки, а вы внимательно слушайте, чтобы смогли потом рассказать его (чтение отрывка сказки воспитателем)
Вопросы: какое животное помогало царевне?
Кто упросил Никиту Кожемяку сразиться со змеем Горынычем?
Рассказывание отрывка сказки детьми, используя мнемосхему. Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.
Физкультминутка «Богатыри»
Богатырь - вот он каков: (Показывают силача)
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял, (Имитируют движения)
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал,
Подрастём и мы, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)
Станем, как богатыри!
Воспитатель: А сейчас, послушайте. Что же было дальше( чтение продолжения сказки)
Игра – драматизация отрывка сказки - встреча Никиты Кожемяки со Змеем Горынычем.
Воспитатель: Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Скажите, ребята, а чему учит эта сказка? (смелости, доброте, умению защищать слабых.)
А вы хотите стать богатырями? Что для этого нужно? А есть ли богатыри в наше время?
Молодцы! Я думаю, что вы вырастите и будете настоящими богатырями, защитниками земли русской.