Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Безопасность", "Социализация".
Цель: развитие у детей речевых и коммуникативных навыков, помогающих им справляться с современными психоэмоциональными нагрузками.
Задачи:
- Сохранение и укрепление эмоционального благополучия детей:
- Формирование умения доброжелательно общаться со сверстниками,
- Формирование элементарных представлений о правилах поведения в природе;
- Развитие произвольности, любознательности, активности в коммуникативной, игровой и речевой деятельности.
- Формирование собственной активной речи (расширение активного словаря, совершенствование грамматической структуры, речевого общения со взрослыми и сверстниками;
- Активизация и обогащение словарного запаса детей.
Предварительная работа:
- беседа «Кто живёт у нас в лесу зимой?»
- упражнение детей в употреблении слов, выражающих просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста), в назывании по имени детей и взрослых, в умении здороваться и прощаться со взрослыми и детьми, с коллективом и отдельными детьми;
- дыхательные упражнения.
Ход занятия:
Дети здороваются с гостями. Стоя в кругу, протягивают руки друг к другу, называют по имени и говорят: «Ты мой друг!»
1. Беседа с детьми о дружбе.
Зачем нужны друзья? У кого есть друзья? Какие они должны быть? А вы хорошие друзья?
А можно ли прожить без друзей? Почему нельзя?
- Я хочу познакомить вас с новым другом. Это заинька. Он очень хочет с вами подружиться и погулять с вами по зимнему лесу. Давайте его позовём: «Зайка, иди к нам!»
2. Начало сказки, появление первого героя.
Над ширмой появляется Сорока и кричит:
- Ой, сколько ребятишек собралось, играют, разговаривают.
Воспитатель:
- Здравствуй, Сорока! Дети, поздоровайтесь. А мы, сорока, ждём зайчика, он нас хотел пригласить на прогулку в лес.
Сорока:
- Да вы не знаете новости! Налетела злая вьюга, унесла вашего зайчика в лес и замела его снегом.
Воспитатель:
- Дети мы остались без друга.
Давайте спасём зайчика, но как же мы узнаем дорогу?
Сорока:
- Я вам укажу дорогу.
Слушайте волшебные слова и делайте, что скажу:
«Ножками потопайте, ручками похлопайте
вокруг себя покружитесь, в зимнем лесу окажитесь».
Воспитатель:
- Какой красивый лес, посмотрите ребята..(рассматривают деревья и снежинки на них)
- Какие снежинки? (белые, пушистые, мягкие, колючие….)
Воспитатель:
- Давайте поиграем в снежинки. Станьте колючими снежинками: пальчики твёрдые, брови нахмурены, а теперь станьте снежинками пушистыми мягкими. Полетайте, покружитесь под музыку.
Д\и "Слоговые дорожки".
Воспитатель подводит детей к горке.
- Мы с вами подлетели к горке.
А горка не простая, волшебная.
Скатиться с горки сможем только тогда, когда скажем волшебные слова:
«Ись-ись-ись - мы на горку поднялись» (тихо-громко).
«Из-из-из - с горки мы скатились вниз» (тихо-громко)
В это время слышится рычание медведя.
Воспитатель:
- Ребята, кто это? (ответы детей)
(Воспитатель вытаскивает медведя из сугроба.)
Воспитатель:
- Мишка - то зимой должен спать…
Медведь:
- Кто мой сон остановил, кто меня вдруг разбудил?
Упражнение «Пожалеем Мишку»
Воспитатель:
- Дети, мы разбудили медведя. Давайте, попросим прощения, погладим Мишутку, чтобы он не сердился.
«Мишенька, прости нас, мы нечаянно тебя разбудили». Погладьте, дети, медведя»
Медведь:
- Да я на вас не сержусь. А что у вас случилось?
Воспитатель помогает детям рассказать о том, что случилось с зайчиком. Дети отвечают.
- Заиньку унесла злая вьюга.
Воспитатель:
- Мишка, а ты не знаешь, где его можно найти?
Медведь:
- Знаю! Идите по «извилистой дорожке», да смотрите, не замерзайте.
Воспитатель:
- Вот спасибо, а мы тебе поможем снова уснуть. Ложись мишка.
- Детки, вы ложитесь тоже:
мишка спать один не может.
(Детям предлагается лечь на коврики. Воспитатель проводит релаксацию, (играет тихая музыка).
- Вот наши ребятки,
Спят, как медвежатки.
Все закрыли глазки,
Очутились в сказке:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит.
И лес синеет
И ель сквозь иней зеленеет
Мороз и солнце, день чудесный.
Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
Но вот пора уже вставать,
И можно глазки открывать!
- Детки, вставайте, мишка уснул.
Дыхательная гимнастика «Сугроб из снежинок»:
Чтобы мишка не замёрз, укроем его снежком, засыплем его снежинками.
Раздаёт подносики со снежинками, вырезанными из лёгкой бумаги.
- Дуйте на снежинки. Вот молодцы. Тепло мишке до весны будет, пока снег не растает.
А теперь пойдём по извилистой дорожке.
Не замёрзли наши ножки?
Воспитатель:
- По извилистой дорожке
вместе дружно мы идём.
И весёлого зайчишку
Обязательно найдём!
Поднимайте выше ножки:
раз шажок и два шажок,
Вот и кончилась дорожка.
Снежный видим мы лужок.
Самомассаж:
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замёрз,
Мы его тереть все будем
И про щёчки не забудем.
Чтобы нам скорей согреться,
Нужно сильно растереться.
Ручки сильно мы потрём,
Свой животик мы найдём,
Гладим голову и ушки,
Наши ушки – непослушки,
Наклонились раз, два, раз
Разогрелись мы сейчас.
А теперь погладим ножки
И поднимем вверх ладошки,
Дружно выдохнем мы: «Ох!»,
Не боимся холодов!
Подвижная игра на слуховое различение характера музыки.
Слышится музыка «Вьюга»
Воспитатель:
- Ребята это вьюга разыгралась…
«Вьюга, вьюга будь добрей,
Заиньку, ты, пожалей,
отпусти его на волю,
поиграть на снежном поле»
Вьюга:
- Девочек превращаю в снежинок, мальчиков - в снеговиков.
( надеть шарфики на мальчиков, диадемы - на девочек).
Воспитатель проводит игру.
Звучит «живая» музыка: нежная плавная для «снежинок», (девочки плавно кружась передвигаются по залу, а мальчики в это время присаживаются на корточки, ждут своей очереди), резкая маршевая – для «снеговиков», (теперь ждут девочки, а мальчики ходят, изображая своих персонажей), и, наконец, когда звучит «голос» самой Вьюги (бурная быстрая музыка на нижних октавах), тут уже и девочки, и мальчики движутся быстро по всему залу в разных направлениях. Игра повторяется 3 раза.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, вот наш друг! Мы спасли его!
Помощник воспитателя выходит с зайцем и говорит за него:
Ну, спасибо, вам, друзья!
Вместе, вы спасли меня.
Заблудился я зимой,
Заметён был вьюгой злой.
Ваша дружба помогла.
Так обнимемся, друзья!
Дети обнимаются с зайчиком.
Воспитатель:
Вы не побоялись трудностей, вьюгу, значит, вам ничего не страшно, вам нечего бояться!
Вас все любят, и дома и в садике. Вы тоже кого – нибудь любите? У вас много друзей!
Зайчик:
Я тоже вас люблю! И я тоже ваш друг! Я хочу порадовать вас подарками.
Ну–ка, поиграйте на дудочке, да посмейтесь и других посмешите.
Под песню «Вместе весело шагать по просторам» дети прощаются с зайчиком