Цель: активизировать словарный запас по теме «Одежда», «Предметы личной гигиены»; продолжать работу по совершенствованию связной речи; совершенствовать грамматический строй речи: закреплять навык правильного образования имен существительных в Р. п. ед. ч. и мн.ч.; закреплять навык использования в речи слов-антонимов; закреплять навык употребления глаголов в рамках лексической темы.
Воспитывать бережное отношение к одежде.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие,познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Демонстрационный материал:ноутбук, предметы личной гигиены (расческа, мыло, полотенце, зубная щетка, шампунь, мочалка), мешочек для игры, наглядный материал(картинки) к игре «Чего не стало?, карточки-мнемодорожки; 3 стаканчика, 3 тканевых отрезка (ситцевый, кожаный, болоньевый), шприц (для набора воды), стаканчик с водой.
Ход непосредственно- образовательной деятельности
Предлагаю детям посмотреть отрывок из уже знакомого мультфильма.
- Как называется мультфильм?
-Посмотрите на мальчика- можно сказать, что он веселый (грустный), он чистюля ? он трудолюбивый? (ленивый),он опрятный? (неряшливый).
-Почему он такой чумазый? (не умывался)
-Как Мойдодыр называл мальчика?(Ах ты гадкий, ах ты грязный, неумытый поросенок!Ты чернея трубочиста -полюбуйся на себя.)
- А среди вас нет таких грязнуль?.... Конечно, ведь все вы соблюдаете правила личной гигиены. Вот мы сейчас это и проверим с помощью игры «Чудесный мешочек». Определив, что у вас в руках, вы должны назвать предмет и сказать-для чего он нужен.
Дети по очереди, на ощупь определяют предметы личной гигиены: мыло, полотенце, мочалку, расчёску, обследуют их на ощупь, запах и называют качества предмета.
Начнём игру.
Мыло: Это мыло. Оно нужно, чтобы намыливать руки, лицо, шею.
Полотенце: Это полотенце. Оно нужно, чтобы вытираться.
Расчёска: Это расчёска. Она нужна, чтобы расчёсываться.
Шампунь: Это шампунь. Он нужен, чтобы мыть волосы.
Зубная щётка: Это зубная щётка. Она нужна, чтобы чистить зубы.
- Ребята, все это называют предметами личной гигиены.
- Что случилось у мальчика?
- Все вещи убежали от Пети. Давайте вспомним, какие это вещи с помощью игры « Чего не стало?» (образование существительного Р.п. ед.ч. и мн.ч.)
-На столе лежат карточки-картинки. Вам нужно выбрать только одежду и сказать, чего нет у Пети. (Брюки-нет брюк, майка – нет майки и т.д.)
-Знаете ли вы, как надо ухаживать за одеждой?
-Если она испачкалась, то ее (одежду стирают, обувь моют, чистят).
-Если измялась - (одежду гладят)
-Если разорвалась - (зашивают)
-Если оторвалась пуговица, то ее (пришивают)
Физкультминутка
Коля, Коля, Николай, за собою убирай! (идут по кругу друг за другом)
У тебя ленивы руки (хлопают в ладоши)
Под столом ремень и брюки, (приседают)
Не в шкафу рубаха, («рисуют» четырехугольник)
Николай – неряха. (грозят пальчиком и качают головой)
От Пети убежала вся одежда. Расскажите, какая одежда убежала. А в этом вам помогут карточки –подсказки (составление предложений по мнемодорожкам).
- Ребята, а всегда ли мы носим одинаковую одежду зимой, летом…?
-Ребята, а какое сейчас время года?
-Назовите приметы осени. ( Подвожу детей к тому, что осень дождливая).
-Какую одежду надо надеть в дождливую погоду, чтобы не промокнуть? (куртку).
-Не любая куртка сможет защитить нас от дождя. Сейчас мы с вами проверим, куртка из какого материала может нам помочь. Вот три вида ткани: ситцевая, болоньевая, кожаная. На каждый отрезок ткани нальем немного воды и посмотрим, какая ткань не пропустит воду.
Проводится опыт.
По окончании эксперимента задаю вопрос:
-Какой вывод можно сделать? ( От дождя нас может «спасти» куртка из болоньевой и кожаной ткани).