Цели:
-развивать речь, мышление, память, внимание;
-учить работать в коллективе;
-уточнить знание народных и авторских сказок;
-развивать интерес к художественной литературе.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, выставка книг со сказками, декорации к сказке.
Ход занятия
(звучит мелодия «Приходи, сказка»)
В: - Ребята сегодня мы будем говорить о сказках. Сказки бывают волшебные, бытовые, про животных. В волшебных сказках происходят самые разные чудеса. В сказках о животных птицы, звери, насекомые умеют говорить как люди. Бытовые сказки расскажут нам о характере, поведении и поступках человека. Внимательно смотрите на картинки, называйте сказку и главных героев сказки (показывает иллюстрации к сказкам).
-Вы молодцы, и сказки знаете и героев назвали.
Физминутка:
Раз, два - будем топать,
Три, четыре - будем хлопать,
Мы походим на носочках,
А потом на пятках,
Будем весело скакать,
Танцевать вприсядку.
Раз, два - всё успели,
Три, четыре - дружно сели.
В: - Ребята, посмотрите, я принесла вам волшебный сундучок, а в нём разные предметы. Догадайтесь - какой сказочный герой мог их потерять (корзинка, красная шапочка, сапожки, синенькая чашечка- «Три медведя», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах»). –Молодцы, и с этим заданием справились.
(звучит «Песенка Ёжика»)
В: - По-моему ,к нам кто-то в гости идёт.
(входит ребёнок из подготовительной группы в костюме ежа, дети с ним здороваются)
Ёж : - Ребята, я тоже очень люблю сказки. А ещё я знаю много загадок, попробуйте их отгадать.
1.У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (лиса)
2.Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит (петух)
3.Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг, по снежочку тык- тык (заяц)
4.Зимой спит, а летом ульи ворошит (медведь)
5.Зубовато, серовато, по лесам рыщет себе добычу ищет (волк)
В.- Видишь, ёжик, какие молодцы наши ребята - все твои загадки отгадали.
Ёж : – Ребята, это герои одной сказки . А, может быть вы знаете из какой они сказки?
В: - Правильно, это русская народная сказка «Заюшкина избушка». Ёжик, мы приглашаем тебя посмотреть эту сказку. Давайте вместе скажем: «Раз, два, три, сказка оживи!»
(инсценировка сказки)
Р-к: - Жили-были в лесу лисичка и зайка. Жили они неподалёку друг от друга. Пришла осень, холодно стало. Решили они избушки на зиму строить. Лисичка построила себе избушку ледяную, а зайка –лубяную, из коры да из лыка.
Заяц: - Вот какая у меня хорошая избушка – деревянная, тёплая, не то, что у лисы.
Лиса: - А у меня избушка красивая, на солнышке так и сверкает.
(герои уходят в домики)
Р-к: - Так и перезимовали каждый в своей избушке. Пришла весна, солнышко пригрело. У лисички избушка растаяла, а у зайки стоит как стояла.
(звучит музыка, избушку лисы убираем на её месте -«лужа» , появляется лиса)
Лиса: - А где же мой домик? Это солнце растопило мою избушку, только лужа и осталась. Пойду к зайцу, он добрый, пустит меня погреться ( стучит в домик зайки). – Зайчик, пусти меня погреться, замёрзла я, и хвост у меня мокрый.
Заяц:- Заходи, лиса, полезай на печку - там тепло. А я за водой схожу(заяц уходит)
Лиса:- Иди, иди (шепотом)- теперь я здесь жить буду.
(звучит музыка, заяц обходит избушку и возвращается, стучит в дверь)
Заяц:- Лисичка, открой, это я, заяц, воды принёс.
Лиса:- Поди прочь, косой, со своей водой. Теперь я здесь жить буду.
Заяц:- Сяду на пенёк, поплачу, может кто поможет (садится на пенёк)
(появляется волк)
Волк:- У-у-у, о чём, зайчик плачешь?
Заяц:- Лисичка хитростью меня из моей избушки выгнала. Негде мне теперь жить, вот сижу - плачу.
Волк: - Не плачь, зайчик, пойдём, я тебе помогу, выгоню лису из твоей избушки.(идут к избушке, стучат в дверь) – А ну, лиса, слезай с печи, убирайся вон!
Лиса: - Смотри, волк, как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам!
Волк:- У-у-у, заяц, боюсь я лису, прости меня(убегает)
Лиса: - (поёт) – Глупый заяц в доме жил,
Ел морковку, не тужил,
А теперь его здесь нет-
До свидания, мой свет!
Р-к: - Сидит заяц на пеньке, плачет, мимо медведь идёт.
Медведь: - О чём косой плачешь, слёзы льёшь?
Заяц: - Как же мне не плакать- лисичка меня хитростью из дома выгнала. Идти мне некуда.
Медведь:- Не плачь, косой, пойдём, я тебе помогу- выгоню лису.(стучат в дверь). –Эй, лиса, ты зачем у зайца избу отняла?. А, ну, уходи вон.
Лиса:- Смотри, медведь, как выскочу, как выпрыгну, полетят от твоей шубы клочки по закоулочкам.(медведь убегает)
Р-к :– У медведя куда только вся храбрость подевалась, как бросился прочь бежать , только его и видели. Опять заяц один остался. Сидит, плачет.
( звучит музыка, появляется петушок)
Петушок: – Петушок я горластый, по утрам кричу я «здравствуй»
На ногах у меня сапожки, на ушах у меня серёжки.
На голове гребешок, вот какой я петушок.
-Ку-ка-ре-ку! О чём, зайчик, плачешь?
Заяц :– Как же мне не плакать- была у меня избушка, выгнала меня лиса, негде мне жить.
Петушок: – Не горюй, выгоню я лису.
Заяц: – Ой, Петя-петушок! Волк гнал, не выгнал, медведь гнал- не выгнал. Где уж тебе справиться.
Петушок: – А вот и выгоню, пойдём скорее.
Р-к :– Подошли они к избушке. Петушок как закричит
Петушок : – Ку-ка-ре-ку!
Это я, петух на высоких ногах
В красных сапогах с золотыми шпорами!
Выходи лиса вон!
Лиса: – Только мне тут ха-ха-ха, не хватало петуха! Петуха я не боюсь, ещё пуще веселюсь.
Петушок: – Ку-ка-ре-ку! У меня с собой коса, делай выводы, лиса!
Лиса: – Что? Коса? Одеваюсь!
Петушок: – Очень острая коса, убирайся прочь, лиса!
Лиса:- Караул! Обуваюсь!(убегает)
Петушок: – Ура! Мы вернули избушку твою.
Заяц: – Да здравствует дружба и смелость в бою!
Петушок :– Убежала прочь лиса.
Лиса – хитрые глаза,
Зайка песенки поёт,
Снова в домике живёт.
Заяц :– И «спасибо петушку»
Я за помощь говорю,
Хорошо, что есть друзья.
Без друзей прожить нельзя.
В: - Ребята, понравилась вам сказка? А в каких сказках мы еще встречались с зайцем? лисой? Молодцы, сегодня все были очень внимательными и активными, спасибо.