Очень часто родители покупают детям одну коробку с цветными карандашами и коробку с красками и несколько кисточек для их творческих попыток. А жаль! Для малышей крайне важно экспериментировать с большим количеством материалов и испробовать при этом различную технику исполнения.
Процесс приготовления пищи всегда притягивает детей. У них есть возможность лишний раз помесить что-нибудь, да еще и отведать то, что приготовлено. Перемешивание салатов, выжимание апельсинов, размешивание и раскатывание теста и деление его на кусочки — все это ребенок выполнит под руководством взрослого. Каждое такое задание обогащает ребенка новым опытом и знаниями. Кухня — кладовая всевозможных материалов, с которыми малышу необходимо познакомиться.
Ванная комната — прекрасное место для развития ребенка. Мы предлагаем игры с предметами, которые находятся под рукой. Большинство этих игр связано с водой. Водная стихия приводит детей в восторг. В ванной комнате этим играм не помешает мокрый пол и промокшие брючки, которые можно переодеть сразу после игры. Зато вы потренируете ребенка в устном счете, познакомите с физическими свойствами воды, разовьете мелкую моторику рук и координацию движений.
Проявлять творчество можно везде, где есть для этого подходящие материалы. В ванной комнате таких материалов довольно много, а объектом для художественного творчества может стать даже человеческое тело. Ванная — самое удобное место, так как позволяет сочетать бурную художественную фантазию с чистотой.
Как часто нам приходится воспитывать детей на ходу, по пути в детский сад, на работу, домой. Любое время и место может стать подходящим для общения с ребенком. Мы предлагаем игры, в которые можно играть в любом виде транспорта, совмещая поездку с воспитанием ребенка. Надеемся, что эти игры окажутся не только полезными, но и интересными вам и малышу, помогут скоротать время и разовьют такие важные качества, как внимание, память, умение думать.
Известно, что многие мамы и папы, бабушки и дедушки, с наступлением весны и до осени, большую часть своего времени проводят на даче или в саду. Мы предлагаем игры, которые позволят вам совмещать работы по хозяйству и воспитание ваших детей и внуков. Время, проведенное на даче, может стать уникальной возможностью общения с ребенком. Эти игры разовьют в ребенке любознательность и наблюдательность, положат основу знакомства малыша с миром природы и настоящего увлечения им.
В саду можно найти множество материалов для художественного творчества. Эти игры помогут вам и вашим детям развить фантазию и художественный вкус. Обогатят опыт работы с материалами, различными по фактуре, и, конечно, доставят удовольствие.
Мы часто ходим в магазин. И также часто берем с собой детей, но обычно следим за тем, чтобы дети нам не мешали и не потерялись в магазине. Этой подборкой игр мы попытаемся убедить вас, что дорога в магазин и обратно может быть очень полезным временем для развития вашего малыша.
Уборка в доме, особенно если в нем есть дети, доставляет немало трудностей для родителей. Приходится делать это, когда дети спят, или находятся в детском саду, или в гостях у бабушки. Но с момента появления детей уборку в доме можно начинать сначала. Попробуйте организовать «помощь» детей в работе по дому с помощью игр, которые помогут им приобрести навыки самообслуживания и разовьют много других полезных качеств.
Если вы любите рукодельничать и у вас есть маленькие дети, не стоит ждать, когда наконец ребенок уснет, и вы сможете заняться любимым делом. Воспользуйтесь случаем, чтобы совместить свое увлечение и развитие вашего малыша. Эти игры помогут ему развить умение классифицировать предметы, разовьют тактильные ощущения и мелкую моторику рук, а также привьют первые навыки самообслуживания.
Спальня — великолепное место для ласковых игр. Детям необходима нежность и телесный контакт. С помощью несложной игровой деятельности дети и родители получают положительный опыт ласки и телесной близости. Для детей этот запас положительных эмоций будет отличным эмоциональным зарядом на всю жизнь. Ласковые игры — это игры, когда можно прикасаться друг к другу. Особенно уютно играть под одеялом, в постели, на диване или матрасе, на полу или мягком ковре.
Эти игры заканчивают день. В них играют уже тогда, когда малыш лежит в постели или готовится лечь в кровать. Эти тихие игры позволят ребенку успокоиться, если он слишком возбужден, а также получить приятные эмоциональные впечатления, связанные с процессом укладывания и засыпания. Ведь ощущения от времени, проведенном с родителями перед сном, человек помнит всю свою жизнь.
Вашим детям понравится делать утреннюю зарядку, если вы внесете в нее элемент игры. И безусловно, огромное удовольствие им доставит, если вы сделаете все упражнения вместе с ними. Это займет у вас не так уж много времени, а заряд бодрости вы получите на целый день. Многим детям нравятся истории о динозаврах, которые жили на Земле миллион лет назад. Попробуйте эти истории оживить вместе с нашими упражнениями. Расскажите, что утренняя зарядка появилась давным-давно, когда в древнем лесу бегали, прыгали, приседали, вертели головой, лазали по горам разные птеродактили, динозавры и плезиозавры. Обед нельзя было заказать в ресторане, его нужно было сначала найти или поймать и только потом приготовить и съесть, конечно, если ты сам не окажешься при этом чьим-нибудь завтраком. Поэтому зарядка помогала избегать врагов и опасностей.
Кухня — замечательное место для обучения ребенка. Здесь предложены игры, которые познакомят с различными физическими свойствами веществ, потренируют память и внимание, научат элементарному счету, разовьют мелкую моторику рук ребенка. И главное: все это можно совмещать с приготовлением обеда!
Проверьте память
Возраст: 4-8 лет.
Количество игроков: 1.
Соберите небольшое количество мелких предметов: игрушки, крышки, пузырьки, бутылки, поставьте их в ряд в картонной коробке и закройте ее чем-нибудь (ребенок не должен видеть, как вы подбираете предметы). Откройте коробку на несколько секунд, потом закройте и спросите ребенка, может ли он перечислить все предметы, находящиеся в коробке.
Рисуем вместе
Возраст: 4-7 лет.
Количество игроков: 3-5.
Все сидят в кругу. У каждого лист бумаги и карандаш или фломастер. По сигналу (это может быть музыкальная мелодия) все начинают рисовать. Как только музыка останавливается, все заканчивают рисовать и передают свой начатый рисунок по кругу. После того как музыка вновь продолжается, нужно продолжить рисунок, который вам передали, пока не кончится музыка. Так можно продолжать, пока листы не вернутся к своим хозяевам. Интересно, сможете ли вы узнать свой рисунок?
«Что было бы, если из леса исчезли…»
Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Кубы
Вам потребуются: пустые картонные коробки, цветная бумага, клей.
Оклейте картонные коробки цветной бумагой. Покажите ребенку, какие большие кубики у вас получились. Из них можно построить большую башню, машину, дорогу, паровоз и т.д. Играя, называйте цвет каждой коробки.
Игра способствует развитию воображения, логического мышления, помогает изучить форму и цвет предметов.
Листопад
Соберите букет из опавших листьев. Рассмотрите каждый листок. Описывайте ребенку его цвет, форму, ищите дерево, на котором рос лист. Сравните листья между собой. Обращайте внимание ребенка на отличия цвета.
Употребляйте прилагательные «багряный», «золотой» «коричневый» и т.п. Принесите листья домой, и поставьте их в вазу.
Собери и разложи
Возьмите на прогулку ведерко, договоритесь собирать в него камушки. Набрав полное ведерко камней, высыпьте их и отсортируйте по размеру, раскладывая по разным ведеркам.
Игра способствует развитию мелкой моторики.
Листочки спрятались
Рассмотрите вместе с ребенком набухшие почки на деревьях, расскажите ему, что почки — это домики листьев. Когда пригреет солнышко, станет тепло, листочки выйдут из своих домиков и деревья станут зелеными. Поиграйте в почку и листочек: сложите пальцы бутоном, вытяните руку, приговаривайте: «Становится тепло, наверное, пора выходить из домика». На счет «Раз, два, три!» раскройте ладошку. Попросите ребенка показать, как листочки выходят из домиков.
В игре развивается мелкая моторика, ребенок знакомится с природными явлениями.
Первый снег
Опишите ребенку свойства снега: он белый, холодный, блестит на солнце, тает, если его взять в руку или принести в комнату. Продемонстрируйте. Положите снег в ручку малыша. Покажите, как из снега можно лепить комочки (снежки) и кидать их. Слепите ребенку несколько снежков. Покидайте их вместе с ним.
Спойте песенку Винни-Пуха.
Вот я иду, тирлим-бом-бом,
И снег идет, тирлим-бом-бом,
Хоть нам совсем не по дороге,
Но почему, тирлим-бом-бом,
И от чего, тирлим-бом-бом,
И от чего так мерзнут ноги.
Раз ступенька...
Поднимаясь или спускаясь по лестнице, считайте ступеньки. Не просите ребенка повторять за вами, он это будет делать сам, когда поймет суть игры (понимание в этом возрасте включает в себя обозначение словами «раз, два, три, четыре и т.д.» всех повторяющихся действий или предметов). Считайте, сколько яблок или конфет вы купили, сколько тарелок ставите на стол и т.д.
Играя, ребенок учится считать.
Вам потребуются: цилиндры разной величины и разных цветов, коробка с отверстиями разного диаметра для цилиндров.
Эта игра разработана на основе методики Монтессори Цилиндры могут быть как деревянными, так и склеенными из цветного картона, в последние можно класть колокольчики, крупу, монетки, пуговицы и т.п.
Для цикла игр потребуется несколько групп цилиндров по 5 штук одного цвета, но разных по размеру.
А ну-ка, догони
Вам потребуется: мяч.
Покатите мяч в другой конец комнаты, попросите ребенка догнать его и принести вам. Повторите несколько раз.
Моем трубочиста
Вам потребуются: небольшая пластмассовая или резиновая кукла, поролоновая губка.
Попросите малыша вымыть испачканную куклу. Называйте части тела, которые надо вымыть: «А теперь вымой ей ножку, посмотри, как она испачкалась» и т.д. Губку можно намылить, обратите внимание ребенка на то, как скользит в руках намыленная кукла.
Игра способствует развитию моторики, речи.
В час по чайной ложке
Вам потребуются. 2 стакана, чайная ложка, столовая ложка.
Налейте воду в один стакан. Покажите ребенку, как можно переливать воду ложками в другой стакан. Разрешите ему поиграть самостоятельно.
Игра способствует развитию мелкой моторики, помогает освоить понятия «пустой — полный».
Где мой нос
Закройте свой нос ладошкой. Спросите малыша: «А где мой нос?». Попросите его спрятать свой носик. Так же прятать рот, глаза, уши и т.д. Надевая варежки или носочки, приговаривать: «А где наши пальчики? Куда они спрятались? Ах, они в варежку спрятались!».
Можно прочитать стихотворение.
Маша варежку надела. —
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Портной
Вам потребуются: картон, дырокол, разноцветные шнурки.
Проделайте дыроколом несколько отверстий в картоне. Покажите малышу, как сквозь них можно протаскивать Шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. В дальнейшем задания можно усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.
Игра способствует развитию мелкой моторики, координации движений.
Тяжело?
Вам потребуются: пустая коробка, игрушки.
Дайте ребенку пустую картонную коробку. Покажите, как можно ее поднимать, опускать, трясти. Повторяйте «Какая легкая коробка, как легко ее поднимать». Положите в коробку несколько игрушек, поднимите ее, заметьте: «Ого, коробка стала тяжелее! Попробуй ее поднять». Добавьте еще игрушек: «Да коробка-то стала еще тяжелее! Мне тяжело ее поднимать!». Пусть ребенок попробует поднять коробку. Как можно чаще повторяйте: «Тяжело!», «Легко!».