
знакомство детей друг с другом и психолога с группой;
создание доброжелательной атмосферы на занятиях;
первое знакомство с понятиями «жесты», «мимика», «интонация».
Ход занятия
Дети заходят в кабинет, располагаются.
«Сейчас мы с вами должны настроиться на серьезный лад, устроиться поудобнее, чтобы ничего не мешало, сосредоточить все свое внимание. Пока мы тут с вами болтали, смеялись, вокруг нас происходило много событий.
Задачи:
развитие у детей понимания и чувствования друг друга;
развитие эмпатии;
дифференцировка слухового восприятия.
Ход занятия
«Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста, в один большой круг. У каждого из вас есть сейчас возможность снова сообщить нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Может быть, кто-нибудь из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке, о том, что у него лучше всего получается, или о том, чем он любит заниматься в свое свободное время.
Задачи:
развитие интереса к себе;
развитие вариативности мышления;
творческое самовыражение.
Материалы:
пары предметов, одинаковых по сути, но разных по характеру, внутренней динамике — одинаковые вазы разных цветов, одинаковые колокольчики с разными голосами и т. д.;
бумага;
цветные карандаши, краски;
кассета с аудиозаписью спокойной музыки.
Задачи:
развитие понимания мимических выражений и выражения лица;
развитие эмпатии;
повышение самооценки;
развитие умения чувствовать партнера.
Ход занятия
«Здравствуйте, я рада вас видеть! Какое у вас сегодня настроение, с чем его можно сравнить? Мое настроение похоже на белое пушистое облачко, а твое?»
Задачи:
идентификация ребенка со своим именем;
формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ход занятия
«Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие мы начнем с того, что вы еще раз расскажете о том, как путешествовали по нашей планете, что вы увидели и нашли ли что-нибудь похожее на вас. Возьмите свои рисунки и расскажите о них подробнее».
Проводится обсуждение рисунков.
Задачи:
идентификация ребенка со своим именем, формирование у него позитивного отношения к своему «Я»;
стимулирование творческого самовыражения.
Материалы:
клубок ниток;
гуашь, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки;
вырезки из журналов;
пластилин;
аудиодиск с записью спокойной музыки.
Задачи:
формирование чувства принадлежности к своей семье;
формирование позитивного отношения к своей семье.
Ход занятия
«Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте сегодня поздороваемся особенным образом: каждый из вас по очереди произнесет свое имя, а мы все вместе его повторим».
Ребенок произносит свое имя, остальные дети хором его повторяют. Затем следующий ребенок произносит свое имя и так далее.
Задачи:
формирование чувства принадлежности к своей семье;
стимуляция творческого самовыражения.
Материалы:
бумага;
цветные карандаши;
краски;
аудиокассета с записью спокойной музыки.
Ход занятия
«Здравствуйте! На прошлом занятии мы с вами говорили о том, для чего человеку нужна его семья, и сегодня я хочу предложить вам продолжить эту тему. Давайте сыграем с вами в игру "Любящие родители"».
Задачи:
развитие навыков общения;
повышение самооценки;
гармонизация внутреннего состояния.
Ход занятия
«Здравствуйте, я рада вас видеть! Я предлагаю начать наше сегодняшнее занятие с того, что каждый из нас по очереди скажет соседу справа что-нибудь хорошее, какой-нибудь комплимент. А тот, к кому обратятся, в ответ скажет: «Спасибо, я тоже думаю, что я...»(повторит сказанное ему), а затем подкрепит еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я...» Итак, начнем. Здравствуй, Катя, ты рисуешь очень красивые рисунки.
Задачи:
1) развитие воображения, символических представлений, креативности;
2) гармонизация эмоционального состояния.
Материалы:
жидкая гуашь;
мука;
соль;
масло подсолнечное;
клей ПВА;
вода;
пластмассовые баночки 0,5 л;
Задачи:
развитие творческого мышления и воображения;
отработка механизмов саморегуляции;
сплочение группы.
Материалы:
кукла-марионетка;
темная ткань;
большое зеркало;
ножницы;
Задачи:
снятие напряжения, получение позитивного двигательного опыта;
формирование навыков общения;
развитие уверенности в себе.
Материалы:
пальчиковые куклы, которые дети изготавливали на предыдущем занятии;
два стула;
темная ткань.
Задачи:
развитие умения передавать свои чувства с помощью цвета;
исследование психоэмоционального состояния детей.
Материалы:
бумага;
цветные карандаши;
восковые мелки.
Ход занятия
«Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем "Доброе утро!" Молодцы!
Задачи:
повышение самооценки;
гармонизация эмоционального состояния.
Материалы:
песочный поднос;
мелкие фигурки;
картонные карточки 6 х 6 и 4 х 6 см;
цветные карандаши, восковые мелки;
ножницы;
свеча.
Задачи:
закрепление знаний об эмоциях;
развитие умения с помощью изобразительных средств выражать свои чувства;
развитие у детей интереса к самим себе;
повышение самооценки.
Материалы:
заготовки масок с прорезями для глаз;
краски;
кисти;
стаканы с водой;
вырезанные из различных журналов и книг картинки;
Задачи:
развитие у детей интереса к самим себе;
повышение самооценки.
Материалы:
оформленные на прошлом занятии маски.
Ход занятия
«Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы с вами путешествовали в волшебную страну и каждый из вас расколдовал одного слугу Чувство. Мы уже немного познакомились с расколдованными Чувствами. Сейчас мы снова отправимся в волшебную страну и познакомимся с ними поближе. А попадем мы в волшебную страну с помощью нашей волшебной свечи. (Дети передают по кругу зажженную свечу.)
Задачи:
развитие воображения, оригинальности мышления;
стимулирование творческого самовыражения.
Материалы:
картон;
пластилин;
различные мелкие предметы (крупа, фасоль, пуговицы и т. п.);
аудиокассета с записью спокойной музыки.
Задачи:
развитие навыков взаимодействия;
снятие напряжения, тревожности;
развитие интереса к себе.
Материалы:
два камня;
веревка;
полудрагоценный камушек (желательно янтарь).
Задачи:
сближение детей и родителей;
гармонизация семейных отношений;
актуализация позитивного эмоционального опыта.
Материалы (на одного участника):
два куска ткани размером 70 х 70 см и 50 х 50 см;
капсула от киндерсюрприза;
мелкие предметы (для «мозгов»);
старые чулки (телесного или черного цвета);
Задачи:
стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
адекватное телесное выражение различных эмоциональных состояний;
развитие уверенности в себе.
Материал:
прочная ткань;
маски;
куклы-марионетки;
аудиокассета с записью подвижной музыки.
Задачи:
стабилизация психических процессов, снятие напряжения;
развитие позитивной Я-концепции;
развитие уверенности в себе.
Материалы:
куклы-марионетки;
3—4 стула;
ткань для создания сцены.
Ход занятия
«Здравствуйте! Наши друзья из кукольного королевства уже ждут нас. Нам стоит только три раза хлопнуть в ладоши, и мы снова встретимся с ними. Молодцы!
Задачи:
помощь детям в раскрытии их «Я»;
формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение.
Материалы:
бумага;
карандаши;
кисточки;
краски;
стаканчики для воды;
кассета с записью спокойной музыки.
Задачи:
помощь детям в раскрытии ими своего «Я»;
стимулирование творческого самовыражения;
формирование умения выражать характер с опорой на художественное изображение.
Материалы:
рисунки, сделанные на прошлом занятии;
карандаши;
кисточки;
краски;
стаканчики для воды;
кассета с записью спокойной музыки.
Задачи:
обсуждение значения внимательности, соблюдения норм в отношениях между людьми;
обсуждение проблемы понимания человека человеком.
Материалы:
карточки с изображениями фантастических животных;
бумага;
цветные карандаши;
аудиокассета с записью спокойной музыки.
Задачи:
развитие навыков бесконфликтного общения;
развитие умения договариваться друг с другом;
развитие умения благодарить.
Ход занятия
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем наше занятие с игры, которая называется "Да и нет". Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей игре хочет говорить "Да", а кто — "Нет". Один из вас начинает игру, произнеся слово "Да".
Задачи:
1) коррекция у детей нежелательных черт характера и по ведения;
2) коррекция негативных поведенческих реакций.
Материалы:
бумага;
краски;
кисточки;
стаканы с водой.
Задачи:
стимуляция разрядки агрессивных импульсов;
актуализация упрямства;
коррекция упрямства.
Материалы:
детский спортивный обруч;
небольшая подушка, наполненная искусственным волокном;
гуашь;
бумага.
Задачи:
обучение детей выражению эмоций в конфликте;
формирование адекватных форм поведения.
Материалы:
песочный поднос;
мелкие фигурки животных, людей, растений;
зеркальце.
Ход занятия
Дети заходят в кабинет психолога и становятся вокруг песочницы, накрытой тканью.
Задачи:
стимуляция разрядки вербальной агрессии;
коррекция страхов;
релаксация.
Ход занятия
«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем с того, что каждый из вас посмотрит на своего соседа справа, назовет его по имени. Улыбнется и поздоровается. Спасибо!
Задачи:
развитие эмпатии;
вскрытие и обсуждение проблемы понимания Человека человеком.
Материалы:
листы бумаги;
цветные карандаши.
Ход занятия
«Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.
Сегодня я хочу рассказать вам сказку о коряге. Располагайтесь поудобнее».