«Ласковое имя» (с 5 лет)
Задачи. Данное упражнение позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт.
Ход игры.
«Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запоминать, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил вам, а кроме того, произнести его ласковое имя».
«Представь свое имя в движении» (с 6 лет)
Задачи. Игра помогает детям запомнить имена своих товарищей, вызывает положительные эмоции и формирует чувство группового единства. В этом упражнении каждый получает шанс выразить себя и привлечь к себе внимание.
Ход игры.
Дети сидят в кругу. Поочередно, по часовой стрелке, дети делают телодвижения, выражающие их имя. Это упражнение более эффективно, если попросить всех повторять имена и телодвижения.
«Представься с помощью куклы» (с 5 лет)
Задачи.
Помогает снять напряжение и неуверенность, позволяет детям лучше узнать друг друга.
Материалы. Две куклы разного пола, желательно в рост ребенка, или перчаточные куклы.
Ход игры. Ребенку предлагают представиться с помощью куклы и рассказать о себе. Ведущий и дети могут задавать вопросы, уточнять, например: «Твоя любимая игра?», «Как в нее играть?», «Любимое животное? Почему?», «Самая вкусная вещь на свете?», «О чем ты мечтаешь?» и т. д.
«Паровозик» (с 5 лет)
Дети сидят в кругу.
Задачи. Позволяет детям запомнить имена друг друга и установить контакт, проявить активность.
Ход игры. «Сегодня мы будем играть в "паровозики". Сначала у паровозиков не будет вагонов, и тот, кого мы выберем паровозиком, будет в одиночку "ездить" по кругу, громко приговаривая "чух-чух-чух". Потом "паровозик" соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке со словами: "паровозик чух-чух-чух" — и назовет свое имя. Тот ребенок, к которому подъехал "паровозик , в ответ называет свое имя и становится новым паровозиком, а первый — его "вагоном". Новый "паровозик" вместе с вагоном продолжит движение по кругу, затем подъедет к любому ребенку со словами: "паровозик чух-чух-чух" — и назовет свое имя и имя своего "вагона"». Игра продолжается до тех пор, пока в «паровозик» не будут включены все дети.
«Переходы» (с 6 лет)
Дети сидят в кругу.
Задачи. Игра обращает внимание на внешность детей, позволяет осознать внешние сходства и отличия.
Ход игры
А. Ведущий просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь поменяйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Начали».
Взрослый помогает детям, подходит к каждому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д.
Б. Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поменяться местами по цвету глаз.
«Зеркало»
Задачи. Помочь ребенку раскрыться, почувствовать себя свободно, раскованно, а также увидеть себя со стороны.
Ход игры. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» выступает ведущий или другой ребенок. Затем «зеркало» и смотрящийся меняются ролями. При обсуждении ребенку задаются вопросы:
«Кто в зеркале?», «Какой он, веселый, грустный, добрый, злой?», «Тебе нравилось, когда зеркало повторяло твои движения?», «Почему?».