Тематический план опытно-исследовательской деятельности дошкольников на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
(старший дошкольный возраст)
№ | Тема занятия, опыт, цель | Материал |
1 | «Лето» Опыт «Дождик», «Ветерок» Цель: подвести детей к пониманию, что вода – это жидкость и умеет течь; развивать тактильное восприятие температуры воды и воздуха. | Лейка с холодной водой, лейка с теплой водой, фен. |
2 | «Путешествие в зеленую страну» Развивающая игра «Чудесный мешочек – овощи» Цель: развивать тактильное восприятие формы и размера; развивать зрительное восприятие оттенков зеленого цвета. | Непрозрачный мешочек с набором овощей. |
3 | В свободное время. Развивающая игра «Чудесный мешочек» с набором других овощей. Цель: закрепить материал, развивать желание самостоятельно делать «открытия». | Непрозрачный мешочек с набором других овощей. |
4 | «Дикие животные» Развивающая игра «Чей голосок – звери» Цель: развивать слуховое внимание и эмоциональную сферу. | Картинки зайца, волка, медведя, лисы. |
5 | «Путешествие в красную страну» Развивающая игра «Чудесный мешочек – посуда, одежда, игрушки» Цель: развивать тактильное восприятие формы, температуры, размера, характера поверхности, твердости; учить группировать предметы по общему признаку; развивать зрительное восприятие оттенков красного цвета. | Непрозрачный мешочек с набором вещей |
6 | Д/з. «Оформи витрину в магазине» для уголка «Магазин» в группе. Цель: закрепить умение систематизировать. |
|
7 | «Путешествие в желтую страну» Развивающая игра «Подбери одежду человечкам» Цель: развивать зрительное восприятие оттенков желтого цвета. | Три человечка, наборы шапок, рубашек, ботинок. |
8 | «Осень» Опыт «Веселые султанчики» Цель: уметь определить силу «ветра» по внешнему виду султанчика; устанавливать связь между словесным образом: ветерок, ветер, ветрище и силой ветра. | Султанчики. |
9 | В свободное время. Опыт «Веселые султанчики». Цель: повторить опыт самостоятельно для закрепления. | Султанчики. |
10 | «Овощи» Развивающая игра «В темной кладовой», «Угадай на вкус» Цель: Развивать умение по памяти на ощупь находить заданный овощ – совершенствовать тактильное чувство; обогащать вкусовые ощущения, развивать память. | Непрозрачный мешочек, свежие овощи. |
11 | «Фрукты» Развивающая игра «Посылка» Цель: развивать умение определять нужный способ для опознания предметов: посмотреть – зрительное чувство, пощупать – тактильное чувство, попробовать – вкусовое чувство; познакомить со способом определения на запах – понюхать – обоняние; учить употреблять обобщающие слова «фрукты», «овощи». | Коробка со свежими фруктами. |
12 | В свободное время в течение года. Упражнение «Что сегодня в меню?» Цель: развивать обоняние, связывать определенные запахи с названием блюд. |
|
13 | «Кто мы? Какие мы?» Развивающая игра «Аплодисменты» Цель: тренировать логическую догадку, научить понимать символическое изображение заданий штрихами, цветом. | Карточки с символическим изображением заданий хлопков. |
14 | «Кто мы?», «Какие мы?» Развивающая игра «Стоп» Цель: закрепить умение понимать символическое изображение заданий – движения. | Карточки с символическим изображением зарядки. |
15 | Д/з. «Мой день» Цель: зафиксировать режим дня ребенка в придуманных символах, обозначающих определенные виды активности. |
|
16 | «Путешествие в синюю страну» Развивающая игра «Цветные домики» Цель: развивать зрительное восприятие оттенков синего цвета; совершенствовать умение подбирать детали соответствующего цвета. | Квадраты и треугольники оттенков синего цвета. |
17 | «Путешествие в фиолетовую страну» Опыт «Веселые краски» Цель: развивать зрительное восприятие фиолетового цвета; познакомить с приемом смешения красок – получения новых цветов. | Красная, синяя краски, изображение баклажана. |
18 | На занятии по рисованию. Опыт «Веселые краски». Цель: закрепить прием смешивания красок. | Гуашь, вода, бумага. |
19 | «Цветной мир» Опыт «Разноцветные стаканчики» Цель: закрепить знание 6 пройденных цветов: зеленый, красный, желтый, оранжевый, синий, фиолетовый и умение их дифференцировать; подвести детей к пониманию свойства воды – бесцветная, но может приобретать цвет; развивать у детей умение предполагать, выдвигать гипотезы при повторе опыта. | По 6 цветных квадратов, гуашевых красок, прозрачных стаканов с водой. |
20 | В свободное время. Опыт «Разноцветные стаканчики». Цель: повторить опыт самостоятельно, варьируя другие цвета. | Гуашь, стаканчики с водой. |
21 | «Части суток» Развивающая игра «Волшебный будильник» Цель: закрепить умение самостоятельно выбирать цветовой символ времени суток; познакомить с назначением часов; научить пользоваться волшебным будильником. | Настоящий и волшебный будильники, карточки черного, серого, голубого, фиолетового цветов. |
22 | «Зима» Опыт «Куда снег убежал?» Цель: выяснить свойства снега и что с ним происходит в теплом помещении; развивать умение использовать освоенные способы опознания свойств; объяснить связь снега и воды. Развивающая игра «Не говори, а нарисуй» Цель: развивать умение заменять действия символическим изображением. | Снег в миске, белый лист, прозрачный стакан, крахмал в пакете.
Бумага, карандаши. |
23 | «Чайная посуда» Опыт «Красивое платье для водички» Цель: закрепить понятие свойства воды – умеет течь, жидкая, жидкость; подвести к пониманию свойства воды – не имеет формы, но может занимать форму, в которую попадает. Опыт «Чай для мамы» Цель: закрепить знание свойства воды – бесцветная, но может приобретать цвет. | Чайник с водой, разные красивые чашки.
Вода, чай, кофе, компот. |
24 | «Столовая и кухонная посуда» Опыт «Вкусная водичка» Цель: подвести детей к понятию свойства воды – безвкусная, но может принимать вкус, изменять его. | Две кастрюли, сахар, соль, ложки. |
25 | «Мебель» Опыт «Мебель для трех медведей» Цель: закрепить умение соотносить предметы по размеру; продолжать развивать умение высказывать гипотезы при определении устойчивости стула с 4-мя, 3-мя, 2-мя ножками, с ножками разной высоты; продолжать развивать умение изображать предметы мебели символически. | 3 медведя, 3 набора мебели из лего – стул, кровать трех размеров, спички без серы. |
26 | В свободное время. Упражнение «Хозяюшка». Цель: разложить игрушки в коробки в соответствии с размером. | Игрушки и коробки разного размера. |
27 | «Весна» Развивающая игра «Телеграмма от Весны», «Письмо трем медведям» Цель: продолжать развивать умение читать символы и самостоятельно заменять слова символами. | Телеграмма из символических знаков, отдельные карточки с символами для составления письма. |
28 | «Весна» Опыт «Сосулька-плакса» Цель: выяснить свойства льда и что с ним происходит в теплом помещении, развивать умение самостоятельно использовать освоенные способы исследования предметов; продолжать развивать умение выдвигать гипотезы; объяснить связь льда и воды. | Сосулька, кусок льда, тазик. |
29 | В свободное время. Опыт «Сосулька-плакса». Цель: продолжить наблюдения в течение дня с устными комментариями. | Сосулька, тазик. |