Цель: научить ребенка различать взрослых животных и их детенышей по звукоподражанию, а также соотносить названия взрослого животного и его детеныша.
Реквизит: фигурки мышки и мышонка, утки и утенка, лягушки и лягушонка, коровы и теленка, кошки и котенка. За неимением фигурок можно вылепить их вместе с ребенком из пластилина или использовать картинки.
Цель: помочь детям запомнить последовательность действий при перевозе кукол от одной станции к другой, побудить пользоваться речью во время игры. Продолжать обучение ребят игре со сверстниками. Ввести в лексикон такие новые слова, как «станция», «железная дорога», «путешествие».
Цель: сформировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Реквизит: 3–4 игрушки.
Цель: развитие наблюдательности, умения ориентироваться в основных признаках описываемого объекта.
Занятие проводится в группе.
Цель: научить выделять и называть признаки предмета.
Реквизит: коробка с различными игрушками, предметами или продуктами.
Цель: научить детей последовательно надевать и снимать вещи, аккуратно их складывать в шкафчик, пользоваться такими словами, как «снять», «надеть» и «одеть», «повесить», «поставить», «убрать на место». Игра помогает выработать аккуратность, терпение, любовь к порядку.
Реквизит: кукла, шкафчик с одеждой для нее (платье, колготки, обувь, кофта, шапка, пальто или комбинезон).
Цель: научить по тем или иным признакам называть соответствующие им предметы.
Реквизит: отсутствует.
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову (прилагательному) подбирают подходящие существительное. Например: зеленый – огурец, елочка, трава, забор и т. д.
Цель: ознакомить детей с назначением таких предметов, как игла, утюг, зубная и одежная щетки, нож и др. Научить составлять уменьшительно‑ласкательные существительные по аналогии (щетка – щеточка, нитка – ниточка), а также правильно и четко произносить слова.
Цель: научить узнавать предмет, объект по группе определений (прилагательных) или по группе слов‑действий (глаголов).
Реквизит: отсутствует.
Цель: научить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и называть их.
Учитывая возраст и уровень речи ребенка, начинайте занятие с самого знакомого материала, например с темы «Игрушки». Затем переходите к более сложным упражнениям.
Цель: обратить внимание детей на то, что все животные общаются между собой по‑разному; систематизировать уже имеющиеся знания ребят; учить воспринимать окружающую обстановку с помощью слуха.
Реквизит: рисунки или крупные фотографии различных животных – таких, как кошка, собака, медведь, корова, лягушка, утка, петух, ворона, мышь, – и магнитофонные записи голосов различных животных.
Цель: научить находить ошибки в описании предметов и исправлять их.
Реквизит: кукла Буратино.
Цель: научить ребенка выделять и обозначать словами внешние признаки предмета.
Реквизит: несколько игрушек.
Цель: научить детей строить дом из кубиков; продолжить ознакомление с такими геометрическими фигурами, как квадрат, прямоугольник и треугольник; закрепить знания об основных цветах (красном, синем, зеленом, желтом); вызвать у ребят желание играть вместе.
Цель: научить называть различные признаки игрушки или любого другого знакомого ребенку объекта.
Цель: научить детей правильно пользоваться прилагательными «большой», «средний», «маленький», распределять предметы по группам в зависимости от их размера; прививать любовь к комнатным растениям, а также развивать речь детей.
Реквизит: 3 матрешки разной величины, 3 стульчика для них, 1 большой домик, 3 комнатных растения разной величины и 1 небольшая игрушечная леечка.
Не занимайтесь долго. Когда вы заметите, что ребенок стал менее внимательным, прекратите занятие или перейдите к другой теме. Однако в следующий раз вернитесь к упражнению, на котором остановились. Проверьте, хорошо ли помнит ребенок уже известное. Время от времени повторяйте пройденные темы.
Цель: научить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Реквизит: 2 игрушечных медвежонка.
Цель: научить ребят пользоваться такими словами, как «далеко», «очень далеко», «ближе», «очень близко», выработать умение сравнивать расстояния; продолжить обучение самостоятельности в игре со сверстниками без участия взрослого.
Реквизит: 5–6 крупных игрушек (на выбор воспитателя), большой игрушечный грузовик для перевозки кукол.
Цель: научить сравнивать разных животных, выделяя противоположные признаки.
Реквизит: игрушки (мишка и мышка, лиса и заяц, волк и медведь).
Цель: систематизировать знания детей о мебели и ее предназначении; научить различать эти предметы по картинке; развивать воображение, умение обобщать; обогатить словарный запас детей и побудить их использовать в речи полные предложения и такие слова, как «мебель», «обстановка» и др.
Реквизит: кукла Таня, домик для нее, мебель соответствующего размера (стол, стулья, кровать, шкаф и пр.).
Цель: закрепить знания детей о таких цветах, как синий и красный, ввести понятия «левый», «правый», продолжить формирование умения выполнять четкие скоординированные действия руками и ногами одновременно.
Реквизит: по 2 флажка (синий и красный) и 1 небольшому мячу для каждого ребенка.
Цель: научить называть признаки животных по образцу.
Реквизит: несколько игрушек.
Цель: обратить внимание ребенка на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.
Реквизит: 2 куклы (большая и маленькая).
Цель:
– систематизировать знания о профессиях;
– продолжить формирование коллектива;
– развивать самостоятельность детей при выборе игрушек и воображение при создании прически;
Цель: познакомить ребенка с антонимами (противоположными по смыслу словами).
Реквизит: книжка с картинками или игрушки.
Цель: познакомить ребенка с противоположными состояниями: веселым и грустным.
Реквизит: 2 куклы.
Начиная с самого рождения читайте малышу традиционные потешки, колыбельные, прибаутки, сказки (особенно стихотворные) каждый день. Очень полезно читать на ночь. При чтении следите, чтобы произношение было четким и ясным, правильно эмоционально окрашенным.
Цель: продолжить изучение правил поведения за столом и в гостях; развивать самостоятельность детей в выборе игрушек и сюжета игры, воображение, а также их речь.
Цель: закрепить представления детей об обобщающих словах.
Реквизит: отсутствует.
Цель: развивать у дошкольников воображение, речь, желание пользоваться уже имеющимися знаниями; продолжить закрепление навыков счета до десяти, умения играть в коллективе сверстников.
Реквизит: небольшие предметы для продажи в магазинчике, сумочки для покупателей, монетки по 5 и 10 копеек, выполненные из картона, которые будут играть роль денег.