Идея взаимодействия общественного и семейного воспитания прошла длинный путь своего развития в России и за рубежом.
Утверждение идеи сотрудничества общественности и семьи в воспитании детей в конце XIX — начале XX века привело к появлению разных форм просвещенческого взаимодействия: педагогических кружков, клубов для родителей, публичных лекций, курсов для матерей, к работе которых подключились специалисты — педагоги, врачи, гигиенисты, психиатры.
В XX веке обсуждение актуального вопроса взаимодействия общественного и семейного воспитания продолжалось: от полного отрицания идеи к ее принятию. Получили развитие новые формы сотрудничества.
В 40—60-е годы провозглашалась неразрывность общественного и семейного воспитания детей, приоритет отдавался общественному. Исследования тех лет показали, что ни один вопрос воспитания ребенка не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей.
В 70-е годы в связи с повышением требований к воспитанию, возрастанием общей культуры семьи, необходимостью использования ее педагогического потенциала под руководством Т.А. Марковой были проведены исследования, которые конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей; были даны практические рекомендации по работе с семьей. Д.Д. Бакиевой, С.М. Гарбей, Д.О. Дзинтаре, Л.В. Загик, М.И. Иззатовой, В.М. Ивановой, Н.А. Стародубовой предпринимались попытки определить содержание педагогических знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения задач воспитания дошкольника.
Однако наши наблюдения показывают на практике преобладание рестриктивного (ограничивающего), реже реструктивного (поддерживающего) и развивающего взаимодействия между родителями и педагогами.
Причинами ограничивающего взаимодействия могут быть следующие:
На уровне органов управления ДОУ:
сохранение традиционных парциальных отношений с семьей;
незнание новых подходов к построению развивающего взаимодействия и отсюда неготовность ориентировать педагогический коллектив на современные методы общения с родителями;
отсутствие понимания ценности качественного управления этим процессом.
На уровне педагогического коллектива:
низкий уровень понимания связи между развитием ребенка и развитием семьи;
низкий уровень развития диалогического общения в отношениях с родителями;
доминирование вербальных форм работы педагогов с родителями;
отсутствие необходимых знаний и навыков организации совместной деятельности с родителями по воспитанию детей.
В возраст бабушек и дедушек входит поколение, воспитанное в детском саду, плохо помнящее традиции (а иногда не понимающее смысл этого слова). Растерянность, нерешительность семьи с младенцем принимает различные формы и усугубляется на этапе дошкольного детства. Воспитатели детских садов (как городских, так и сельских) фиксируют следующие жалобы родителей: «Я не знаю, что делать с ним», «Я устала», «Возьмите моего ребенка на круглосуточное пребывание» и т.д.
Как возродить традиции родительской педагогики, не отказавшись от достижений общественного дошкольного воспитания? Ответ на этот вопрос необходимо искать в детском саду, его уникальных ресурсах.
В ДОУ была создана творческая группа (старший воспитатель, воспитатели, медицинская служба, педагог-психолог), которая получила с помощью специалистов поликлиники необходимые данные о неорганизованных детях, провела анкетирование родителей, проанализировала полученную информацию. Выяснилось, что значительная часть родителей (особенно молодых, имеющих одного ребенка в семье) проявляет интерес к раннему развитию детей, но в то же время не имеет специальных знаний, необходимого опыта воспитания малышей. Обработка информации помогла качественно подготовиться к работе с родителями в ДОУ.
В соответствии с программой потенциальные партнеры детского сада получили возможность побывать с малышами на новогоднем представлении, пройти с экскурсией по детскому саду, побеседовать со специалистами детского сада по интересующим вопросам.
В XX веке укрепилась тенденция разделения функций воспитания малолетних детей между детском садом и семьей. Переориентация родителей, и прежде всего матери, с ценностей семьи на ценности социально-профессионального роста и развития отразилась на детско-взрослых отношениях. Раннее разлучение ребенка с матерью, нарушение привычных традиций общения с родителями, зачастую некачественное выполнение воспитательницей детского сада «материнских функций» приводили к ранней невротизации ребенка, закрепляющейся впоследствии в школе (А. Б. Орлов). Переживание разлуки с родителями, сопровождающееся неудачами во взаимодействии с воспитывающими взрослыми и сверстниками в детском саду, порождали у эмоционально ранимых детей страх перед трудностями, формировали сознание собственной ущербности. Будучи неудачником, невозможно научиться социальной ответственности, умению мыслить и самостоятельно, творчески решать жизненные проблемы. Об этом говорят исследования В.А. Ситарова и В.Г. Маралова, А.Б. Орлова.
В возрасте от рождения до семи лет ребенок наиболее чувствителен к влияниям окружающего социума, особенно близких людей — родителей. Однако, как отмечают в своих работах психологи, в обществе наблюдается отторжение мира детства от мира взрослых.
Своей работой специалисты прогимназии предприняли попытку объединить в сообщество детей и воспитывающих взрослых, помочь родителям в восприятии уникальности, самоценности личности ребенка. «Мы не научимся любви, если нас просто обслуживают или исключительно любят. Как это ни необходимо, этого мало. Должна быть система, внутри которой мы любим друг друга и разделяем любовь. Такая охватывающая всех атмосфера любви — одно из первоначальных условий, которое необходимо в детском саду». Данное высказывание семьи американских педагогов Маргарет и Росс Снайдер является близким для педагогов прогимназии, благодаря усилиям которых был построен дом (!), где комфортно чувствуют себя и дети, и педагоги, и родители.
Первая половина дня
1. Семейные рекорды:
конкурс «Я умею делать все» (лучшие игрушки из «ничего»);
конкурс «Фантазеры» (безумные научные и практические идеи);
конкурс песочных архитекторов;
спортивные рекорды (конкурсы комментаторов, прыжки
кенгуру).
Вторая половина дня
1. Чемпионаты:
кроссвордистов,
шахматистов.
Награждение победителей.
Общее чаепитие.
В целях обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием, объединения усилий общественных учреждений и семьи в воспитании дошкольников в городском Детско-юношеском центре Волгограда — особом образовательном учреждении с целевым приоритетом развития личностных ориентации — было открыто объединение «Успех».
Воспитанники объединения — это дети с нормальным ходом развития, не посещающие дошкольные учреждения, и дети с проблемами в личностном развитии (тяжелая и средняя степень социальной адаптации).
Усиливается потребность в образовании и для родителей, столкнувшихся с проблемой воспитания детей в меняющемся мире. Как готовить их к жизни в условиях перемен и социально-экономической нестабильности? Какой стиль взаимодействия с ребенком выбрать? Какими ценностями руководствоваться? Воспитывающие взрослые стихийно, на уровне здравого смысла реагируют на происходящие перемены, что не всегда оказывается достаточным. Прежний опыт не помогает решать проблемы, а социально-педагогическим анализом жизненных ситуаций родители не владеют.
Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание. Современная наука единодушна в том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказываться от семейного воспитания, равно как и семья не может воспитать ребенка изолированно от других воспитательных институтов. Все они призваны содействовать максимальному развитию ребенка, поэтому заинтересованы в том, чтобы объединить свои усилия, учитывая при этом те аспекты воспитательной деятельности, в области которых каждый из них обладает теми или иными преимуществами.
Отсутствие образовательных программ для родителей в теле- и радиоэфире, снижение тиражей специализированных научно-популярных изданий создало информационный вакуум, в котором оказалось большинство семей, воспитывающих детей-дошкольников. В этой ситуации, как показывает практика, нередко единственным источником педагогических знаний для родителей становится воспитатель детского сада.
1. Анкетирование родителей по проблеме гражданско-патриотического воспитания, обсуждаемой на собрании.
Вопросы анкеты:
Как Вы знакомите детей с окружающим миром?
Воспитываете ли Вы у своего ребенка бережное отношение к природе родного края (принимает ли участие Ваш ребенок в работе на огороде, ухаживает ли за животными, за цветами...)?
Беседуете ли Вы с детьми о городе, в котором живете?
Посещаете ли Вы с ребенком музеи г. Фролове?
Бываете ли Вы на праздниках, посвященных Дню города?
Цели: использовать возникшую ситуацию для ознакомления детей с историей создания конфет; рассказать об их разнообразии, обратить внимание на производство отечественных сладостей; стимулировать интерес дошкольников к коллекционированию.
Тип проекта: по методу — информационно-исследовательский; по содержанию — «Ребенок—общество»; детско-взрослый, ребенок — субъект проектирования; открытый — в ДОУ и за его пределами; фронтальный; долгосрочный. Проблема: узнать о военном детстве, получить представления о жизни и судьбе детей Сталинграда. Цель-результат для всех участников проекта Дети учатся с уважением и гордостью относиться к людям, защищавшим город во время Великой Отечественной войны и внесшим свой вклад в развитие Волгограда; совместно со взрослыми занимаются поиском информации о детях Сталинграда, умеют донести ее до сверстников; проявляют интерес к посещению музеев, библиотек города, общению со специалистами учреждений культуры; понимают значимость этих учреждений для сохранения исторического и культурного наследия; отражают полученные впечатления (самостоятельно и вместе со взрослыми) в различных видах творческой деятельности (рисунках, рассказах, стихах).
2. На Ваш взгляд, обладаете ли Вы достаточной информацией о природе родного края, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
3. Какие места нашего района Вы можете предложить как маршрут выходного дня для семьи?
4. Как часто Вы вместе с ребенком:
совершаете выезды на природу;
устраиваете совместные праздники;
посещаете выставки;
посещаете концерты;
бываете в театре, цирке;
совместно читаете книги;
смотрите телевизор?
2. Кто из родителей занимается или занимался спортом, каким? Есть ли спортивный разряд?
3. Посещает ли Ваш ребенок спортивную секцию?
4. Установлен ли для Вашего ребенка дома режим дня? Соблюдает ли он его?
5. Делаете ли Вы дома утреннюю гимнастику:
мама (да, нет), папа (да, нет);
дети (да, нет);
взрослые вместе с ребенком (да, нет);
регулярно, нерегулярно.
Собираемся на прогулку
Определите маршрут, приняв во внимание физические возможности каждого члена семьи. Определите остановки для отдыха в пути.
Рассчитайте время прогулки, предусмотрев время для наблюдений, игр в лесу.
Создайте у ребенка радостное ожидание предстоящей прогулки, сделайте ее удивительной и неповторимой. Выучите песенку, чтобы идти было весело.
Пусть малыш вместе с вами участвует в сборах.
Старшие и младшие... Многочисленные, большей частью не замечаемые, бездумные стереотипы их взаимоотношений приводят не только к искривлению характеров и судеб, но и к отягощению всей нравственно-психологической атмосферы общества.
Каждый из нас — и Старший, и одновременно Младший, у каждого есть свои Младшие, даже если они «чужие», и свои Старшие. И редко кто может похвастать, что эта сфера не доставила ему острых и горьких переживаний...
Почему нам так трудно? В чем и как искать причины этих трудностей? Многие из нас ищут ответы в книгах и разочаровываются, не найдя готовых ответов и рецептов, некой панацеи от всех педагогических бед. Не спешите! Готовых ответов не может быть. Да и не они нужны нам, а то, что помогло бы развить способность видеть и понимать.