Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;
развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Спящая красавица» рисование сказочных героев, рассматривание иллюстраций о деревенской жизни, знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Предварительная словарная работа: домашний уют, прялка, пряла, шила. Оборудование и материалы: магнитофон, записи русской народной музыки песни, атрибуты для оформления экспозиции – русская изба: печь, ухват, чугунок, сито, мука, каравай, самовар, деревянная посуда, таз, стиральная доска, прялка, шерсть, нитки, вязанная шерстяная одежда, салфетки для рук, фартуки.
Воспитатель: «Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные песни поют...»
Воспитатель: - Ребята, вспомните, почему наших предков на Великой матушке Руси называли славянами?
Ответы детей: - Славяне – род славный.
Воспитатель: - Какие родственные слова вы подобрать к слову – РОД?
Ответы детей: - Родители, родственники, родные, Родина и т.д.
Воспитатель:- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в необычный музей – дом наших далеких предков-славян. Даже в старину люди делали себе жилище, и называлось оно – изба. Они приходили домой отдохнуть и набраться сил, погреться у огня.
Воспитатель: - А из чего люди раньше могли построить себе дом?
Дети: из дерева.
Воспитатель: - Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
– С елью стройной мы родня
– Обе зелены и колки,
Но длиннее у меня
И названье, и иголки.
Дети: отвечают сосна. (Сосна – показ картинки.)
Воспитатель: - Строили избу и из сосен, бревна у них длинные, ровные, а воздух в таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
- Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Гости кланялись, входя в избу еще не только потому, что они были вежливыми, но и потому, что двери в избах были низкими, а порог высокий, чтобы не дуло.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что в избе было самым главным?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: - Посмотрите ребята, вот мы с вами оказались в светлице! Как здесь хорошо и уютно
- Ребята, как вы думаете, какие полы были в избе?
Дети: (деревянные).
Воспитатель: - Конечно деревянные, на них стелили самотканые дорожки, чтобы в избе было теплее.
- Посмотрите сколько много здесь незнакомых нам вещей.
- Как вы думаете, что в избе было самым главным? Что бросилось нам в глаза? (обратить внимание детей на печку).
Воспитатель: - Стоит девица в избе,
Коса на дворе – это ….
Дети: - Печь
Воспитатель: - Да, дети, печь в стародавние времена занимала больше всего места, а как вы думаете, почему?
Дети: ответы.
Воспитатель: - Правильно ребята, в ней готовили еду, пекли хлеб, она и дом обогревала, на печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбу. Раньше люди даже спали на печке. В народе про печь говорили "Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу".
Воспитатель: - Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек который умел класть печь – печник - пользовался почетом и уважением.
- Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
- Печка — деревенская кормилица. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»
«Печь нам мать родная»
Воспитатель: - Как вы думаете чем топили печь?
Дети: (дровами).
Воспитатель: - Правильно ребята. А кто же занимался заготовкой дров?
- Конечно же мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.
Воспитатель: - Чем же могла печь накормить своих хозяев?
Дети: ответы детей что готовили на Русси.
В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Воспитатель: - Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит…
(Чугунок.)
Дети: Это чугунок.
Воспитатель: - Правильно. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
В чугунке варили супы, каши, тушили мясо. (Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый.)
Воспитатель: - Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват).
- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (Показ: воспитатель показывает как ставили чугунок в печь, потом – как доставали из печи.)
Воспитатель:- Наварила хозяйка щей – надо теперь и хлеба напечь. В этом случае поможет хозяйке сито. (Показ.)
- Вот оно у нас лежит возле печи. Ситом сеяли муку, и тогда тесто для хлеба, на пироги получилось очень пышным и мягким. Посмотрите как это делается. (Показ.)
- Давайте и мы с вами попробуем просеять муку через сито. Дети пробуют просеять муку через сито.
Воспитатель: - Следующая загадка: «Всех кормлю с охотою,
А сама безротая».
Дети: ложка.
Воспитатель: - В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. (Послушать игру на ложках.)
Воспитатель: - Следующая загадка.
«Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдает?»
Дети: прялка.
Воспитатель: -Вечерами хозяйка на ней пряла нитки.
- А из ниток затем вязали носки, свитера и другую одежду – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах ее нельзя было купить. (Показ пряжа, вязанных вещей.)
- А когда одежда пачкалась – ее приходилось стирать.
- Раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё.
- На Руси прачки использовали для стирки валек. Это деревянная пластина с короткой ручкой. Интересно, что форму валек сохранил на протяжении девяти веков. Изготавливали его из березы, липы, осины. Пользовались им так: белье, пропитанное мыльным раствором, укладывали на доски, а потом били вальком по белью. И так несколько раз. (Показ валька.)
Воспитатель: -А сейчас мы поиграем, с вами вместе постираем.
- Мы стирали, мы стирали, (Движения руками вверх, вниз.)
- Воду в тазик наливали. (Имитация наливания воды.)
- Мылом мылили белье, (Трем ладошку об ладошку.)
- Отстиралось, чтоб оно. (Смотрим на раскрытые ладошки.)
- Терли, терли, оттирали, (Трем кулачок об кулачок.)
- Все белье мы отстирали. (Хлопаем в ладошки.)
- Полоскали все в водичке (Имитация полоскания.)
- Стали чистыми вещички. (Хлопаем в ладошки.)
- А теперь сушить повесим, (Поднимаем руки вверх.)
- Нам сушить поможет ветер. (Машем поднятыми вверх руками.)
Воспитатель:- Белье после стирки нужно погладить. Сейчас ваши мамы берут утюг, включают его в розетку, утюг нагревается и мамы гладят. А раньше не было не только электричества, но и утюгов. И гладили женщины при помощи скалки и рубеля.
- Я вам сейчас покажу, как это делали. Белье наматывали на скалку, получался тугой сверток. Брали рубель — доску с ручкой, на обратной стороне которой были вырезаны зарубки, как «ступеньки». Рубелем прокатывали белье, намотанное на скалку, таким образом, жесткую, домотканую ткань разглаживали и размягчали. (Показ как раньше гладили.)
Воспитатель:- Позже появились утюги, но не такие как сейчас. (Показ утюга.)
- Посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, для чего он открывается? А что могли сюда засыпать?
Дети: (угли).
Воспитатель: - Верхняя крышка у них откидывалась, внутрь засыпались горячие угли, которые и нагревали утюг. Позднее появились чугунные утюги, которые нагревали на печке или на плите.
Воспитатель: - Теперь давайте, немного поиграем.
Игра «Пирог»: По считалке выбирают водящего, дети становятся в 2 шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Все поют и двигаются:
Экий он высоконький, (руки поднимают вверх)
Экий он широконький, (руки разводят в стороны)
Экий он мягонький (руками гладят живот).
Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел – уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал – становится «пирогом».
Воспитатель: - Мы немного поиграли, а теперь продолжим. -Ребята, вы знаете, что один угол печи назывался «бабий кут»?
Воспитатель: - Его так назвали потому, что здесь было все приспособлено для того, чтобы хозяйка могла готовить пищу, а также стояла прялка, с помощью которой пряли овечью, козью, собачью шерсть.
- По диагонали от печи угол назывался «красный» - это значит красивый, здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.
- Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находилась икона. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.
- Еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.
Воспитатель: - В горнице стояли стол и скамейки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие.
Воспитатель: - Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный и полезный.
- Ребята, я сейчас вам прочитаю пословицы и поговорки о самоваре.
За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.
Чай пить – приятно жить.
Выпей чайку – позабудешь тоску.
Если чай не пьешь – где силы берешь.
Для ложек и чашек - такой великан!
Он чаем отменным наполнит стакан.
Рад время от времени выпустить пар.
Любимец избушки резной самовар.
Воспитатель: - За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя
Воспитатель: - Много у хозяйки в избе было работы, трудно ей приходилось. А после работы – можно и отдохнуть. Раньше после тяжелого трудового дня – любили люди устроить какую-нибудь веселую забаву, да под музыку.
- Хотите и мы с вами теперь передохнем, да в игру поиграем. Знаете игру «Ручеек» - это тоже старая русская-народная игра. Дети под народную музыку играют в ручеек.
Воспитатель: - Вот и подошла к концу наша встреча со стариной.
- Вам понравилась экскурсия в дом наших далеких предков - славян?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: - Что нового вы узнали?
- С какими новыми словами и вещами познакомились?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: - Ребята, а теперь пришла пора нам прощаться.
- До свидания.